Дестабилизирующие силы не гнушаются набирать политические очки даже на беде людей
Вспышки африканской чумы свиней в Волгоградской области фиксируются три года подряд. В этом году уже зарегистрировано 11 неблагополучных пунктов и один инфицированный объект по АЧС.
По распоряжению губернатора Сергея Боженова в регионе предпринимаются беспрецедентные меры борьбы с АЧС. Отчуждено порядка 1,8 тыс. голов свиней. Но ущерб, понесенный хозяевами подворий, все же компенсируется: на сегодняшний день селянам выплачено свыше 36,5 млн руб. Выплаты производятся из резервного фонда региональной казны.
Между тем в области усиленно распространяются слухи о якобы преднамеренном уничтожении личных подсобных хозяйств волгоградцев. По утверждению подстрекателей, карантинные меры, предпринимаемые властями, не что иное, как стремление поддержать лобби крупных товаропроизводителей. Но вполне очевидно, что вспышка страшной инфекции для оппозиционных сил лишь очередной повод для дискредитации власти, чтобы дестабилизировать ситуацию в регионе. Набирать политические очки ради достижения своих амбициозных целей они не гнушаются даже на беде людей.
Попытки дезинформировать население стали поводом для заявления первого вице-премьера областного правительства Олега Керсанова:
— Никто не заинтересован в том, чтобы вредить собственному народу. Африканская чума свиней — это болезнь, от которой нет никакой защиты, кроме карантинных мер. Если мы не убедим население в необходимости соблюдать профилактические меры, успеха не добьемся, — заявил он на недавнем заседании правительства Волгоградской области.
На Кубани ищут свинодиверсантов
Для борьбы с коварным вирусом привлекаются силы МЧС и МВД. Но среди нарушителей карантина уже числятся даже главы местного самоуправления. Как заявил заместитель волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Максим Макашов, заведено уже три уголовных дела, в том числе и в отношении должностных лиц.
Более 150 сотрудников министерств и ведомств регионального правительства выезжали в муниципальные районы, где контролировали выполнение профилактических и ограничительных мероприятий, проводили разъяснительную работу с населением.
В первой угрожаемой зоне запрещена продажа мяса животных всех видов, включая птицу, а также яйца и даже мед. Здесь продукты животноводства можно купить только в государственной торговой сети. Иначе нельзя, — объясняют областные и городские власти. Жесткие меры по ограничению неизбежны, ведь инфекция АЧС убивает всех зараженных животных. И есть риск, что в регионе может не остаться свинопоголовья.
Правда, по сравнению с Кубанью, например, ситуация с АЧС в Волгоградской области выглядит не столь катастрофичной. По словам губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, если до 1 сентября фермы не решат проблемы защиты от вируса, их вообще закроют. В минувший вторник из-за чумы в шести районах Кубани был введен режим ЧС. Краснодарский губернатор даже назвал АЧС чьей-то диверсией. Есть предположение, что вирус пришел с территории Грузии.
В СССР с АЧС боролись с помощью армии
К слову, оппозиционным политикам, обвиняющим региональные власти в лоббировании интересов крупных сельхозов, нелишне напомнить, как боролись с африканской чумой свиней в Советском Союзе.
В марте 1977 г. в Одесской области полыхнула неизвестная болезнь свиней — это был первый случай африканской чумы в нашей стране. В Одесскую область срочно была командирована группа ветеринарных врачей с очень большими полномочиями. Возглавил ее заместитель начальника Главного управления ветеринарии МСХ СССР П. П. Рахманин. Идеологически ситуация осложнялась тем, что это был год 60-летия Великого Октября, а экономически — большим дефицитом мяса в стране. Поэтому руководство СССР эту историю сразу засекретило. «Карантинные меры действовали очень строго, жестко. И в аэропортах, и на вокзалах, и на дорогах, — вспоминает Рахманин. — Ничего не вывозилось: колбаса, мясо, шкуры, сало, даже зерно. Все, что имело отношение к свиноводству, шло в огонь».
К сожалению, ничего нового в борьбе с АЧС за десятилетия специалисты не придумали. Как утверждают в ГУ «Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных», это единственное заболевание в свиноводстве, против которого нет вакцины.
Ирина СЕРГЕЕВА.