К механизму, отчитывающему время, во все времена относились уважительно
В циферблатах часов, в их механизмах и беспристрастном отчете времени есть нечто магическое. Можно было бы ограничиться лишь часовыми механизмами — чтобы определить время, не нужны золото и инкрустация. Но, наряжая часы в бронзу, дерево, серебро и разрабатывая все более новые виды дизайна часов, люди тем самым словно проявляли и проявляют уважение к предмету, отчитывающему время.
От золотых до оксидированных
В конце XIX — начале XX веков в России наблюдается самая настоящая часомания. Такого количества самых разнообразных по назначению и дизайну часов ни до, ни после не наблюдалось. Причем все они создавались не ради забавы, а потому что были популярны и востребованы обществом. Часы карманные, настольные, настенные, дорожные, кабинетные, наручные… Поражают и используемые материалы: золотые, серебряные, из популярного сто лет назад сплава — «новаго золота», бронзовые, оксидированные, никелевые, деревянные, инкрустированные перламутром. Значимость часов подтверждает тот факт, что на знаменитой Нижегородской ярмарке действовала Часовая линия, где как раз и продавался сей точный товар.
В полной мере ощутить магию времени и часов и проследить, как менялись дизайн и назначение часов, призвана новая, только что открывшаяся в Волгоградском областном краеведческом музее выставка «Времени — век», посвященная 100-летию музея. На ней представлены более 150 часов, являющиеся самыми «сливками сливок» из музейной коллекции часов. Но главное — в экспозиции впервые показаны часы, которые были в обиходе жителей нашего города с 20-х гг. прошлого века по наши дни. Прежние выставки ограничивалась царицынским периодом — сейчас же можно проследить часовую эволюцию, свершившуюся за сто лет. И что самое примечательное — все эти часы верой и правдой служили жителям Царицына, Сталинграда и Волгограда.
Вместо печной заслонки
Старейшиной коллекции краеведческого музея являются солнечные часы, датируемые 1841 г. Они представляют собой металлическую квадратную пластину, на поле которой красиво, в истинно каллиграфическом стиле, выгравированы восемь сторон света и деления, показывающие часы и минуты. В центре солнечных часов вертикальный треугольный стержень, который отбрасывает тень и показывает на циферблате время.
Кроме того, на часах есть две уникальные надписи: «Матвей Коновалов в Тулеъ» и «Ставка хана Джангиера на рынъ Песках в 1841 г.». Музейные сотрудники провели исследование, в результате которого выяснилось: часы были изготовлены мастером Коноваловым, являвшимся учеником первого заведующего «Приборной мастерской» Фердинанда Довиха, а заказчиком выступил Джангир-хан — хан Букеевской орды с 1824 по 1845 г.
Эти часы делает еще более уникальными история их поступления в музей.
— В 70—80-е годы сотрудники краеведческого музея часто выезжали в экспедиции, из которых привозили много этнографических предметов, — рассказывает главный хранитель Волгоградского областного краеведческого музея Галина Ковалева. — И экспедиция, командированная в Ленинский район, в одном из частных домов обнаружила, что его хозяйка использует солнечные часы в качестве заслонки для русской печи. До сих пор остались следы, напоминая о том, сколь нестандартно эти часы использовали.
Показатель статуса
В каждом уважающем себя доме дореволюционного Царицына были часы, и самыми дорогими, популярными и, как бы сейчас сказали, статусными, являлись напольные. Такие стоят у входа в экспозиционный зал, встречая гостей музея.
— У этих часов удивительная судьба, — рассказывает главный хранитель. — Они неразрывно связаны с историей нашего музея. Изготовленные в Германии в конце XIX века, они появились в музее в 1950-е годы и сначала не были записаны в фонды, а являлись своеобразным реквизитом. Они стояли на входе в музей, и его посетители, и мы, сотрудники, жили по ним. Но прошли десятилетия и для поддержания определенного, для часов, температурно-влажностного режима, в 1990-е годы мы оформили их в фонды музея, поставили на учет и провели полную реставрацию.
Посетители удивляются: как все представленные на экспозиции часы, созданные сто и более лет назад, настолько хорошо сохранились? Секрет в реставрации: ни одни часы, поступившие в фонды, не выглядели празднично. Но благодаря музейному реставратору Сергею Иванову часы радуют не только глаз, но и слух — мелодичным боем. Кстати, знаете, как прежде называли подобные часы? «Часы с репетицией», потому как в XVIII веке в слово «репетиция» вкладывали совсем иное значение, чем сейчас — прежде оно, в переводе с иностранного, означало «механизм с боем». Часы с боем, особенно с приятной мелодией, были модным предметом интерьера жилья образца XIX — начала XX веков.
Затейливый «наряд»
В дореволюционное время много уважаемых фирм трудилось на часовой ниве: это и «Павел Буре», и «Мозер», и «Габю», и «Longines», и «Georges Favre Jacot». В России в конце XIX — начале XX века была принята следующая система работы: в страну чаще всего завозились не готовые часы, а часовые механизмы — швейцарские, немецкие, которым, уже здесь создавали свои «наряды». В области дизайна часовых корпусов действовали, помимо серьезных и почтенных мастерских, много кустарей и ремесленников. Кстати, благодаря такой системе мы имеем очень много уникальных по форме часов, которые нередко выполнялись и на заказ. Если посмотреть истинно фирменные часы, и те, что сделанные местными мастерами, то насколько первые просты и лаконичны по дизайну, настолько вторые сложны и затейливы. Чтобы описать форму самодельных часов, выполненных, к примеру, для частных столовых и гостиных, стоит прибегнуть к терминологии архитектуры, потому что корпусы украшены колоннами, портиками, балясинами и еще невесть чем.
Семейные реликвии
Как мы уже говорили, впервые в истории музея представлены часы XX века, среди которых есть и танковые часы, выпускавшиеся во время Великой Отечественной войны Первым и Вторым часовыми заводами, и изящные, в виде прямоугольника, женские часы «Звезда», которые до 1962 г. являлись наградными за успехи в производстве, и пластиковые часы, которые появились в нашей стране в 1990-е гг.
Но главное — даже не время и место изготовление часов, их качество и дизайн, а то, что за каждыми часами стоит своя судьба и жизнь их владельца. Это не просто антиквариат, винтаж или музейная ценность, а настоящая семейная реликвия.
— Почти на каждых часах, переданных в музей, есть определенные гравировки, — рассказывает главный хранитель Волгоградского областного краеведческого музея Галина Ковалева. — Вот мы видим наручные мужские часы «Слава», а принадлежали они В. Скворцову, погибшему в Афганистане. Часы были подарены его сестрой, и на оборотной стороне мы сможем прочесть гравировку: «Брату в день 18-летия от сестры Гали». После совершеннолетия прошло не так много времени, а в 19 лет парень погиб. И это история только одних часов. И мне от лица музея хочется выразить слова огромной благодарности дарителям, краеведам и сотрудникам музея за переданные в дар в фонды семейные реликвии, которые является частью истории нашего края!
Наталья ЖУРБИНА.