Блогеров заставят платить налоги с рекламы
Блогосферу всколыхнула очередная инициатива Госдумы: комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи, возглавляемый вице-спикером Сергеем Железняком, предлагает обязать популярных интернет-блогеров платить налоги за размещение рекламы. Речь идет только о блогерах, которые получают стабильный ежемесячный доход от различных брендов, рекламу которых размещают на своих сайтах. Авторы законопроекта предлагают внести изменения в законы об Интернете и рекламе.
Не многовато ли будет?
При комитете по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы создана рабочая группа, куда вошли представители интернет-компаний, специалисты налоговой службы и законодатели. Они разрабатывают единую схему взимания с блогеров налогов с доходов, которые они получают за размещение рекламы на своих интернет-страничках.
Газета «Известия» ссылается на мнение экспертов, по предварительным оценкам которых, стоимость размещения платных постов топ-блогерами колеблется в пределах от 50 тыс. до 150 тыс. руб., тогда как еще три года назад расценки были в три раза ниже. К примеру, блогеры уровня Ильи Варламова могут получать за рекламные посты по 150 тыс. руб. Кроме того, довольно часто блогеры продают баннеры — обычно от одного до четырех — в боковой части страницы. Цена — от 30 до 100 тыс. руб. в месяц за один рекламный баннер. За последний год рекламодатели проявили интерес и к брендированию блогов. Такое размещение клиенту обойдется уже в 300—500 тыс. руб.
Однако, как отмечает издание, в Интернете фигурируют иные цены на размещение рекламы. Например, по словам одного из интернет-пользователей, разместить свою рекламу у популярного интернет-пользователя дизайнера Артемия Лебедева еще четыре года назад (в 2010 г.) обошлось бы рекламодателю в $6 тыс.
Вице-спикер Госдумы, член думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк («Единая Россия») подтвердил, что обсуждения этой темы в Госдуме ведутся, и заметил: «Сейчас коммерческая деятельность в Интернете, в том числе рекламная, не имеет внятного законодательного регулирования. Это приводит к созданию серых зон ухода от налогообложения и финансовым злоупотреблениям. В течение нескольких месяцев экспертная рабочая группа обсуждает, каким образом можно заставить блогеров, которые зарабатывают на рекламе, платить налоги».
Сейчас коммерческая деятельность в Интернете, в том числе рекламная, не имеет внятного законодательного регулирования. Это приводит к созданию серых зон ухода от налогообложения и финансовым злоупотреблениям.
Они и так платят
Напомним, что это уже не первая попытка Госдумы ужесточить законодательство в отношении блогосферы. В частности, популярных блогеров предложили приравнять к журналистам, опираясь на опыт Израиля. Таким образом, на активных пользователей Рунета (ежедневная посещаемость более 10 тыс. пользователей) в ближайшее время распространятся ограничения, предусмотренные законом о СМИ.
По закону и сейчас блогеры, которые получают доход за свою деятельность, обязаны платить подоходный налог в размере 13%. Есть даже налог на рекламу, но, как показывает практика, его блогеры редко платят.
Однако в самой блогосфере убеждены, что все топовые интернет-блогеры и без напоминаний народных избранников платят налоги. «Если у блогера есть ИП, то он может платить как индивидуальный предприниматель. Если он берет деньги как физическое лицо, то он обязан платить подоходный налог. Уклоняется человек от налогов или нет, это другое дело. Не важно, блогер он или не блогер. Он может быть таксистом. Все таксисты должны же платить налог, даже если это бомбилы, иначе это незаконная предпринимательская деятельность. И для этого не нужно вводить отдельный закон для блогеров», — рассуждает блогопродюссер Илья Гольцман.
Все должны платить налог, даже если это таксисты-бомбилы, иначе это незаконная предпринимательская деятельность. И для этого не нужно вводить отдельный закон для блогеров.
Это абсурд!
Разумеется, блогеры против того, чтобы их облагали налогами. Ведь теперь они не смогут написать ни о фильме, ни о понравившемся ресторане, и вообще все бренды окажутся под запретом. «Здравый смысл подсказывает, что закон не будет работать. Потому что, согласно исследованиям компании Яндекс, самыми популярными тегами русскоязычной блогосферы являются «музыка», «кино» и «книги/литература». По этим темам русские блогеры успели к сегодняшнему дню написать (или ретранслировать) не один миллион постов», — отметил в своем ЖЖ известный блогер-тысячник Антон Носик.
Также в самой блогосфере полагают, что отследить product placement в блогах будет сложно.
«Мне кажется, им будет достаточно сложно отслеживать блогеров, размещающих рекламу за деньги. Но то, что это правильно, — когда человек зарабатывает деньги, он должен платить налоги, — это существует в любой стране. Вопрос только в форме — как это будет сделано. Например, у меня в блоге есть реклама, и я плачу с нее налоги», — цитируют «Вести FM" популярного блогера Сергея Долю.
Теперь блогеры не смогут написать ни о фильме, ни о понравившемся ресторане, и вообще все бренды окажутся под запретом.
Сергей Камышев, сотрудник охранного предприятия:
— Правильно, пусть блогеры платят. Чиновников, значит, можно обвинять в коррупции, прочих махинациях, поливать всех грязью, а налоги не платить? У вас, господа блогеры, у самих рыльце в пушку. Некрасиво! Хотите быть честными, так будьте ими до конца, а не работайте на публику! Журналисты, значит, пикнуть не могут без оглядки на закон о рекламе, не дай бог, лишний раз название фирмы или оборудования упомянуть. Иной раз до абсурда доходит. А этим ребятам все сходит с рук. Вот и пусть приравняют блогеров к СМИ.
Ирина Шестакова, обозреватель «Городских вестей»:
— Не все блогеры зарабатывают на рекламе. Те, которые это делают, являются предпринимателями, а значит, по закону должны платить налоги. За соблюдением закона о предпринимательской деятельности должны следить те, кто обязан это делать. Зачем для блогеров отдельно придумывать законопроект, я не понимаю.
Андрей Серенко, политолог, координатор «Клуба экспертов Волгограда»:
— Я считаю, что начать надо не с взимания налогов, а с определения юридического статуса блогера. Кто он? Предприниматель? СМИ? Работник социальных сетей? Сегодня в этой сфере занято большое количество людей, число блогеров стремительно растет. Блогерство — это уже социальное явление, которое имеет значительное влияние на общество, в том числе политическое. Что происходит внутри этого сообщества, каковы механизмы зарабатывания денег, всегда ли они честные? Никто не знает. Если это коммерческая деятельность, то ее надо выводить из тени. Возможно, надо принять отдельный закон о блогерах, где будет определен их статус, что является коммерческой деятельностью, а что нет.