В России увеличат штрафы за нелегальный извоз
В начале сентября Госдума рассмотрит законопроект, значительно ужесточающий ответственность нелегальных таксистов. Штрафы для тех перевозчиков, которые работают «в тени», могут вырасти с 5 до 30 тыс. руб. За повторное нарушение автолюбитель не только заплатит, но и лишится водительских прав на срок от трех до шести месяцев. Вместе с тем штрафные санкции для тех таксистов, которые работают по закону, предлагается снизить — за нарушение правил извоза они заплатят максимум 5 тыс. руб.
Кнут и пряник
Почти двадцать лет государство не предпринимало никаких попыток отрегулировать рынок такси. Все это время так называемые «бомбилы» чувствовали себя вольготно, не спеша регистрировать свою деятельность и отчислять положенный налог.
Наконец в 2011 г. вышел 69-й Федеральный закон, обязывающий всех перевозчиков получать лицензии. Однако, по мнению экспертов, он отражал лишь интересы крупных компаний, доля которых на рынке составляет всего 2%. В то же время для небольших организаций и частников он создавал определенные трудности. В результате принятый после долгих споров закон возымел обратное действие — многие таксисты начали работать нелегально. По подсчетам специалистов, на данный момент «в тени» трудятся до 60% перевозчиков. Вместо того чтобы проходить процедуру лицензирования, они предпочли понадеяться на то, что их не поймают. А если и поймают, нужно еще доказать, что ты занимался нелегальным извозом, а не подбросил знакомого на работу. Да и существующий штраф в 5 тыс. руб. для «бомбил» не стал таким уж страшным наказанием — эту сумму легко можно покрыть за несколько дней работы.
А вот тем таксистам, которые работают законно, приходится иметь дело со множественными проблемами. Их легко обнаружить в потоке машин, поэтому таких перевозчиков часто останавливают и штрафуют за мелкие нарушения. Инициаторы нового законопроекта приводят пример: за утерю так называемых магнитных поясов, удерживающих шашечки, таксисту придется заплатить 2,5 тыс. руб., должностному лицу — 10 тыс., а юридическому — до 50 тыс. Получается, что с экономической точки зрения на текущий момент нелегалом быть действительно выгоднее. Сторонники свежей инициативы предлагают исправить эту парадоксальную ситуацию, в корне пересмотрев размер штрафов для обеих категорий таксистов — как легальных, так и незаконных.
От бордюра до штрафа
Еще одно нововведение касается диспетчерских центров такси, деятельность которых сейчас также очень трудно контролировать. В России успешно функционируют как «белые», так и «черные» операторские точки. По отношению ко вторым инициаторы законопроекта обещают разработать меры ответственности.
Впрочем, в основном санкции будут касаться нелегальных частных извозчиков. Как показывает практика, именно они сейчас работают «от бордюра», поджидая потенциальных клиентов возле ресторанов, развлекательных и деловых центров. Легальные такси с жестким графиком не могут позволить себе простаивать, долгое время ожидая потенциального клиента. В то же время услуги в стиле «вышел из бара, поднял руку, возле тебя остановилась машина» пользуются определенным спросом у потребителей. Само собой нелегальные таксисты не оставили без внимания эту нишу. И бороться с ними можно будет лишь тогда, когда на этом поле им составят конкуренцию добросовестные перевозчики. Никакие штрафы не исправят ситуацию, пока нет такой конкуренции, считают специалисты. И приводят в пример советский опыт борьбы с частниками, когда даже самые строгие запреты не помогли искоренить нелегальные такси.
Такси разного цвета
Инициаторы законопроекта, призванного навести порядок в сфере извоза, резко выступают против введения одинакового цвета для всех такси. Ранее подобное предложение поступило от нескольких местных администраций, решивших ввести единообразие в сферу частных перевозок. Полная покраска одной машины обойдется сегодня минимум в 50—60 тыс. Такая сумма, отмечают специалисты, вполне может испугать добросовестного перевозчика и заставить его уйти в тень. Эксперты также говорят о том, что в большинстве стран такси узнают только по шашечкам и фонарю. Впрочем, если местные власти готовы предоставить определенные привилегии — например, средства на ту же покраску автомобиля, субсидии или бесплатное место на парковке, то их требования будут вполне обоснованы, подчеркивают инициаторы законопроекта.
Это же касается регулирования оплаты услуг таксиста. Если власти региона или города захотят искусственно снизить стоимость поездок, то им необходимо будет возместить предпринимателю возможные убытки. В противном случае все попытки контролировать рынок будут необоснованными.
Существующий штраф в 5 тыс. руб. для «бомбил» не стал таким уж страшным наказанием.
Услуги в стиле «вышел из бара, поднял руку, возле тебя остановилась машина» пользуются определенным спросом у потребителей.
Иван ШАМАЕВ, обозреватель «Городских вестей»:
— Едва ли увеличение штрафов принесет заметные плоды в борьбе против нелегального таксиста. Даже если его вычислят в потоке машин и остановят, то как доказать, что он за свои услуги взял деньги, а не просто подвез первого встречного? Пассажир в этом случае не скажет против него ни слова — ему бы просто без проблем доехать до нужного места. Получается, что штраф — хоть маленький, хоть большой — можно взимать, только поймав «бомбилу» с поличным, что случается крайне редко. А вот меры поддержки тех, кто работает по закону, — это правильно.
Артур СОБОЛЕВСКИЙ, экономист:
— Все просто — спрос рождает предложение. И пока на рынок не выйдут крупные работающие по закону компании, никакие запретительные меры не помогут. Но стоит появиться конкуренту, который в силу своего масштаба сможет хотя бы на пятьдесят-сто рублей уменьшить среднюю стоимость поездки — и от «бомбил» не останется и следа. Что случается, когда в районе появляется крупный гипермаркет с низкими ценами? Разоряются все маленькие лавчонки в округе. Вот и в случае с рынком перевозок то же самое.
Армен ОГАНЕСЯН, председатель Межрегиональной общественной организации «Движение автомобилистов»:
— То, что законодатели обратили внимание на проблему незаконного извоза, — однозначно положительный момент. Нелегальный таксист не отчисляет положенный налог, из-за чего страдает бюджет. Тот, кто воспользовался его услугами, оказывается незащищенным в случае аварии. Надеюсь, что рассматриваемый закон станет толчком к наведению порядка в этой сфере. Более того, я считаю целесообразным проведение ежедневных рейдов, ужесточение наказания незаконным извозчикам.