В «Станицу Гурткугинскую» съехались молодые казаки из четырех регионов России
Окунуться в народный быт, познакомиться с традициями предков и погутарить по-казачьи смогли около 150 участников ежегодного молодежного этнокультурного казачьего форума «Станица Гурткугинская». С 13 по 20 июля молодые казаки и казачки из разных хуторов и станиц Волгоградской, Ростовской, Воронежской и Московской областей посещали лекции по этнографии, языку и истории, игровому фольклору, разучивали танцы казаков Дона, Кубани и Терека, шили национальную одежду. Приобщился к станичной жизни и корреспондент «Городских вестей».
День начинается с молитвы
С открытой сцены и лужаек турбазы в х. Вертячего тянутся плясовые и протяжные песни донских казаков. Небольшой клочок земли на живописном берегу Дона на неделю превратился в маленькую импровизированную казачью деревушку. Ребята и девчата поделились на несколько хуторов, придумали им названия, выбрали своего атамана и назначили есаула. Ведь только так, полностью погрузившись в бытовую казачью жизнь, они пропускают через себя обычаи и традиции предков.
— Нами был разработан ряд проектов для объединения казачьей молодежи. И одним из таких проектов является форум «Станица Гурткугинская», — рассказывает руководитель Волгоградской региональной общественной организацией «Казачий этнокультурный комплекс «Наследие» Мария Доронина. — Цель этого мероприятия — показать подросткам и молодым людям, что современные казаки — настоящие воины, народные умельцы, люди, занятые созидательным трудом на благо Отечества.
Каждый день у форумчан насыщен массой интересных мероприятий. Начинается он с чтения молитвы, им же и заканчивается. Здесь свято чтут православные традиции, поскольку испокон веков казаки и вера всегда были неразделимы. Но укрепляют здесь не только дух, но и тело. Опытные тренеры учат мальчишек боевым приемам, делятся с ними некоторыми секретами, которые казаки используют во время боевых действий.
Шашки вместо вышивания
Учатся ребята и стрельбе из пневматических винтовок, метанию ножей, но самое главное — владению исконно казачьим оружием — шашкой. Причем занимаются этим не только парни. Шестнадцатилетняя Людмила Колпакова из Михайловки развенчивает миф о том, что шашкой махать — исключительно мужское дело. Фланкировке Люда научилась всего за семь месяцев. А начиналось все с обычного черенка от лопаты, на котором девушка первое время отрабатывала приемы.
— Сложно научиться фланкировать? — спрашиваю у Людмилы, глядя с удивлением, как она лихо выкручивает две увесистые шашки в своих хрупких руках.
— Смотря кому, — не останавливаясь, говорит Люда. — Если, скажем, человека другой национальности учить фланкировке, то процесс может затянуться надолго. И то, я думаю, не достичь ему такого мастерства, как у казаков. А у нас это в крови.
— Какими приемами фланкировки уже владеешь?
— Загибай пальцы: «черт с прокрутом», «расческа», «мельница» — односторонняя и двухсторонняя, «варка каши», которую надо выполнять двумя шашками, «восьмерка» — вертикальная, горизонтальная. Конечно, здесь на форуме девушек больше приобщают к рукоделию, но я все равно, пока никто не видит, беру свои шашки и тихо в сторонке занимаюсь фланкировкой. Не могу жить без этого!
По одежке встречают
Почти все здесь ходят в национальной одежде. Дарья Арчакова из Ольховки традиционные наряды казачек Верхнего Дона шьет себе сама. И это вовсе не те самые «парочки» — юбки и кофты, которые пошли с XIX в. На Даше аналог старинной формы кубелека — нижняя рубаха с длинными рукавами и верхний кафтан, который шился разным кроем и разными тканями в зависимости от возраста и положения казачки в обществе.
— Кубелек был позаимствован у турок, — рассказывает Дарья. — Собственно само это слово с тюркского языка означает «бабочка». А все потому, что рукава кубелека напоминают крылья бабочки. На создание такого костюма уходит много сил, времени и средств. Но дело того стоит, поскольку молодежь должна во всем следовать традициям казачьего народа. Это касается и одежды.
Казаки читают рэп
Особое место в казачьей культуре занимают народные песни. Все они абсолютно разные по своему жанровому составу — походные, бытовые, застольные. Но классика классикой, а время на месте не стоит. В последнее время среди казачьей молодежи большую популярность приобретает рэп. Неожиданно два молодых ростoвских художника Максим Ильинов и Тарас Шевченко, состоящих в казачьем полку и отродясь занимавшиеся только написанием больших религиозных и народных картин, ударились в казачий рэп и создали группу «Атаманский дворец». На форум Максим приехал, чтобы в очередной раз доказать, что талантливый казак — талантлив во всем. А хорошему чувству юмора у него можно только позавидовать.
— О чем ваши песни? — интересуюсь у Максима.
— Значит, одна песня о том, что на Луну прилетели марсиане, другая — о том, что однажды виноград сплелся в яблоко, — почти на полном серьезе отвечает казачий рэпер. Но, заметив на моем лице смятение, тут же заулыбался: — Да шучу я! Наши песни о казаках, их верности своему Отечеству, о любви, мире и согласии между другими народами. Словом, поем обо всем том, чем наполнена жизнь казаков. Ведь она у нас очень яркая!
Жизнь у современных казаков, несмотря на обилие житейских забот и проблем, и вправду наполнена радужными красками. Доказательством тому становится заключительный концерт «Станицы Гурткугинской», на котором форумчане показывают все то, чему научились за неделю: поют песни и читают стихи на родном гуторе, демонстрируют навыки рукопашного боя, а воспитанники казачьей конноспортивной школы из Суровикино радуют всех фееричным выступлением по джигитовке.
Денис КАЁХТИН.