Художественный руководитель «Комбо-джаз-бэнд» анализирует прошлое джаза, размышляет о его будущем и рассказывает о новом концерте «Музыкальный калейдоскоп»
Как лучше отметить профессиональный праздник? Правильно, трудовыми успехами. Поэтому логично, что в Международный день джаза в Волгоградском музыкальном театре состоится концерт волгоградских джазменов — «Музыкальный калейдоскоп». В программе лучшие джазовые коллективы Волгограда: «Волгоград-джаз-квартет», «Волга-Мануш-Бэнд» и «Комбо-джаз-бэнд». Сейчас идет репетиционный период, и мы переговорили с мэтром волгоградского джаза — художественным руководителем оркестра «Комбо-джаз-бэнд» заслуженным работником культуры РФ Анатолием Вороновым.
— Анатолий Николаевич, концерт в Международный день джаза совпал с закрытием 22-го джазового сезона вашего коллектива. Думаю, правильным будет подвести итоги — чем прошедший сезон был интересен?
— Интересен уже тем, что это уже 22-й, а не 1-й сезон, и мне даже не верится, как пролетело время. Независимо от цифры сезона, в каждом из них, и это мы взяли за правило, готовится несколько новых программ. Если посчитать, то в каждом сезоне в среднем, «Комбо-джаз-бэнд» дает 6 концертов с новыми программами. Получается, что за все это время мы дали 132 премьерных концерта, подчеркиваю: премьерных. А в год мы играем на различных концертных площадках около 60 концертов с уже обкатанными произведениями. Если посчитать, то получится, что за 22 года «Комбо-джаз-бэндом» для публики было сыграно 1300 концертов.
— В музыке постоянно появляются новые течение и направления, но джаз, несмотря на то, что он претерпевает изменения, по-прежнему занимает не последнее место в музыкальном искусстве. В чем причина долгожительства?
— Джаз — это музыка, для которой характерно не только мастерство, но неповторимость, потому что это прежде всего импровизационная музыка. И если музыкант, отыгравший в Волгограде, эти же произведения будет исполнять в другом городе, они будут уже совершенно другими. В джазе нет партитуры, написанной композитором и аранжировщиком — есть только тема, наводка к чему-то, а наводка в джазе — это ритм, стиль и образ. Невозможно представить себе импровизацию классического произведения — симфонии № 5, а джазовая музыка полностью строится только на импровизации.
— Когда говорят о джазе, то у большинства, даже весьма образованных слоев населения, всплывают в памяти звуки музыки, характерной для золотого века джаза — 20—30-х годов. А каков современный джаз? Как он изменился и что для него характерно?
— Джаз — это музыкальное искусство, и, как все виды искусств, он не может существовать в статике. Я рад, что можно провести своеобразный экскурс по истории джаза, потому что это захватывающее путешествие. В джазе выделяют три периода, и первый из них — с 1900-х годов по 30-е годы XX века — это новоорлеанский, чикагский стиль, которые заложили правила, орфографию и лексику джаза. С 30-х по 45-й годы — это период свинга. Для этого времени характерны большие джазовые оркестры — биг-бэнды. Это период эстетики джаза: великолепно одетые музыканты, красивая музыка, и играли они в основном на танцполах. В эти 15 лет джаз не только эстетизировался, но и взрослел, музыкантами было сделано немало находок и проведено интересных исследований. С 45-го по 90-е годы и наши дни включительно — это время модерн-джаза, или современного джаза. Третий период открыл новые технические перспективы, не боится соединять различные противоположные на первый взгляд стили. В это время вырастает роль солиста. Если для 30-х годов характерны большие коллективы, то новый джаз предполагает выступление малых составов.
— И ваше мнение как музыканта — если пофантазировать на тему: каков будет джаз в будущем, как он изменится? И что для него останется неизменным?
— Думаю, что дальнейшее развитие будет в сторону усложнений, что сделает джаз более элитарным, и в таком виде он заинтересует очень узкий круг аудитории. Но большинство музыкантов будут пользоваться главными компонентами, характерными для 30-х годов прошлого века, теми, за которые публика полюбила джаз — это свинг, драйв и душа.
Наталья ЖУРБИНА.