В дореволюционном Царицыне после Крещения начиналось время венчаний
Несмотря на безудержное веселье, которое в дореволюционном Царицыне сопровождали святочные дни, в этот период нельзя было венчаться. Свадьбы начинали играть сразу после Крещения — период начиная с конца января сто и больше лет тому назад был идеальным временем для бракосочетаний. «Свадебный период» длился до начала Великого поста, и если рассмотреть особенности проведения свадеб в дореволюционном Царицыне, то можно найти как много общего с бракосочетаниями наших дней, так и немало различий.
Наряды кустарным способом
Что объединяет свадебные празднества прошлого и настоящего? Это четкое выполнение молодоженами одной приметы — жених не должен видеть невесту до свадьбы в свадебном платье. Далее идут одни отличия. Если сейчас наряды брачующихся, и особенно платье невесты, занимают весомую часть свадебного бюджета, в конце XIX — начале XX в. к свадебному гардеробу относились намного проще. Покупка готового свадебного наряда стоила целое состояние, потому платье заказывали в ателье или у портних, которые шили на дому. Богачи могли себе позволить не просто купить платье в магазине, а специально к этому случаю выписать его из-за границы. Так, купчиха Августа Александровна выходила замуж в наряде, пришедшем из столицы мировой моды.
В начале XX в. в Царицыне открылся филиал фирмы «Зингер», где можно было в рассрочку купить швейную машинку. В зингеровском магазине также продавался и приклад, и катушка фирменных ниток.
Кто заказывал наряд у местных мастериц, тому в выборе фасона платья и отделки помогал популярный тогда московский журнал «Мир женщины». Здесь были и «новейшие рисунки изящных рукоделий, и подробное изложение способов исполнения старинных и новых видов рукоделий, и полный выбор художественных и изящных образцов практических рукоделий». Еще одним неоспоримым достоинством этого дореволюционного журнала было то, что к каждому номеру прилагались «чертежи и узоры лучших рисунков в натуральную величину».
Некоторые невесты и из-за экономии средств, и чтобы сохранить семейные традиции, использовали в платье кружева и другую отделку, которые сохранились еще с бабушкиных времен. Сто лет тому назад в обычную жизнь обывателей уже начинала входить бытовая химия, и для чистки «тончайших кружев, вышивки и прочего» применяли средство «Азра». Состав сей волшебной субстанции неизвестен, но «Азра» была настолько универсальна, что ее применяли для всего — проще перечислить, в каком случае ее не использовали. «Азра» применялась даже как гель для ванны, и это средство придавало, цитирую рекламное объявление той поры: «нежность и красоту телу, когда естественным путем достигает то, что лишь временно дают косметики». Этот препарат использовали и для ковров, шелка, белья, щеток, гребней, для чистки серебра и драгоценных камней.
Готовь приданое с детства
Слово «приданое» давно стало анахронизмом, но оно было ключевым в предсвадебной и свадебной церемонии дореволюционного Царицына.
Столицы всегда независимо от исторических эпох были прогрессивнее провинций, и в 10-х годах прошлого века в Москве в Фуркасовском переулке действовала «Московская касса взаимопомощи невест». Она существовала с 1902 г. и обеспечивала приданым от 100 до 3000 руб. По правилам организации, в кассу могли вступить девочки в возрасте до 10 лет. Они, точнее их родители или опекуны, вносили ежемесячную плату от 15 коп. и в будущем могли рассчитывать на приданое.
«Московская касса взаимопомощи невест» уверяла, что в ее состав входят 1500 участников, а организация не преследует никаких коммерческих целей и все ее капиталы хранятся в государственных кредитных учреждениях.
В Царицыне о такой «невестиной кассе» приходилось только мечтать, и девушки на выданье, и их родители исключительно самостоятельно беспокоились о том, как снарядить невесту, чтобы «перед людьми не было стыдно». Девушки из семей скромного достатка привносили в новую ячейку общества посуду и постельное белье. В состоятельной среде дарили фарфор, мебель, денежный капитал, на основе которого и начинала создаваться молодая семья.
Венчанные навечно
В дореволюционном Царицыне было поверье: перед крещенской утреней разверзаются небеса, и если загадать желание, глядя в небеса, то оно обязательно сбудется. Наверное, немало невест, смотря в небо, загадывали, чтобы их венчание прошло красиво и удачно.
В Царицыне, как и во всей дореволюционной России, было принято венчаться в той церкви, которая находится ближе всех к дому.
— В центре Царицына насчитывалось 10 церквей. Только на территории современной Центральной набережной стояли три храма: Предтеченский, Троицкий и Успенский собор, — рассказывает заведующая отделом истории, природы и края Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — Не был обделен храмами и Зацарицынский форштадт — нынешний Ворошиловский район. На месте современного нам торгового центра возвышался Вознесенский храм. Даже на Дар-горе был свой великолепный храм — Благовещенская церковь. Все царицынские церкви были красивы и величественны, и венчание в них для каждой пары были особым незабываемым событием в жизни. Тогда к браку относились совсем иначе, чем сейчас. Считаю, стоит опровергнуть мнение, что в дореволюционные годы женились и выходили замуж исключительно по расчету. Нет, тогда в основном венчались по любви.
После венчания молодых дореволюционной поры было принято на выходе из церкви обсыпать не лепестками роз, как это сейчас делают после загса, а зерном. Сия сельхозкультура была символом плодородия, а сам обычай должен был гарантировать, что у пары всегда будут благоденствие и благополучие.
Старинные фотосессии
Современные молодожены не мыслят свадьбы без фотосессии в стиле «лав-стори», во время которой разыгрывается целой действо. То это романтический фоторассказ о том, как пара познакомилась, то экшен-боевик о похищении невесты чикагскими гангстерами времен 20-х годов и ее благополучное вызволение из плена смелым женихом. Наши же предки считали для себя обязательным сделать красивые студийные фотографии в свадебных нарядах.
В дореволюционном Царицыне, несмотря на совершенно невероятно высокую стоимость фотооборудования: камер, объективов, стеклянных пластинок, «пленок высшей скорости», было несколько профессиональных фотостудий, где работали настоящие мастера.
— Самыми знаменитыми фотографами Царицына были братья Эрдманы, — рассказывает Ирина Талдыкина. — Их фотографии невероятно красивы, и Эрдманы продержались в профессии дольше всех своих коллег по цеху. Они работали и после революции, фотографируя красногвардейцев.
В фонде краеведческого музея есть фотографии, авторство которых принадлежит братьям Эрдманам, датируемые и 1924 и 1926 гг. Видно, мастерство фотографов было в цене независимо от политического строя.
Наталья ЖУРБИНА.