«Один раз откусите, шесть раз запейте водой!»
Так воспитатели Арчединского детского дома учили своих воспитанников в военные и послевоенные 40-е гг. бороться с голодом. Это был первый детдом, который открыли под Сталинградом сразу после страшного сражения. Теперь бывшие детдомовцы почти каждый год собираются вместе, чтобы отправиться туда, где прошло их детство.
Американские платья сталинградских девчат
В одну из таких встреч бывшая детдомовка Фрида Горская и рассказала про этот незамысловатый, но действенный способ оставаться сытым в голодное время.
А еще вспомнила, как в 45-м приезжала в Арчединский детдом американская делегация и подарила девчонкам новые платья, а мальчишкам — рубахи.
Во времена «холодной войны» американцы стали считаться нашими врагами. И Фрида, которая тогда была парторгом на одном из советских предприятий, тем не менее храбро говорила:
— Неправда, ведь американцы сухое молоко нам в Сталинград присылали!
Фрида признается, что детство в окопах Сталинграда и в Арчединском детдоме врезалось ей в память до мельчайших подробностей:
— У нас с братом тогда была еще жива мама, но она так болела, что уже не вставала с постели. А в детдом забирали только полных сирот, так что формального повода для нас попасть туда не было. И тогда, чтобы спасти нас от верной смерти, соседи соврали, что мы сироты.
Сейчас брат Фриды Олег живет в Канаде, но и он не побоялся отправиться в далекий путь для того, чтобы не пропустить встречу детдомовцев-арчединцев.
Дети «зольдата-партизана»
У Надежды Антоновой не менее трагичная история вселения в названный детдом. Ее отец работал на «Красном Октябре». Когда в 42-м г. немцы подошли к Сталинграду, вся семья жила в землянке.
— Можно было эвакуироваться, но мама отказалась, — вспоминает Надежда Васильевна. — Старший брат был отправлен на рытье окопов, и она боялась, что он потом не сможет нас найти. Отец тоже был в оборонительном отряде завода. Он периодически приходил нас проведывать. Мама решила, что лучше семье держаться вместе, хоть это и опасно.
В начале октября землянка, которая была обшита горбылем, загорелась от зажигательной бомбы. Мама Нади погибла, и девочка осталась с младшим братишкой на руках. А территорию, где находилась землянка, заняли немцы.
— Когда отец шел нас навестить, попал к фашистам. На наших глазах один из фрицев, приговаривая: «Зольдат-партизан!», прострелил ему левую руку, — вспоминает Надежда Антонова. — Наши соседи кричали им, что вот его детишки! Но папу расстреляли...
За время войны Надежде с братом пришлось побывать в пяти детских домах, но, к счастью, их ни разу не разлучили.
Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.
Кстати, именно в Арчеде прошло военное детство известного российского режиссера Светланы Дружининой.
— Мы с мамой были эвакуированы под Сталинград, и жили в Арчеде — единственном месте, которое не давало немцам сомкнуть кольцо вокруг Сталинграда, — рассказала Светлана в одном из своих интервью. — Мама уходила работать на электростанцию, а я оставалась одна в доме с выбитыми дверями и окнами: жильцы давно уехали — кто за Урал, кто куда. Был уже октябрь, в доме не топили, и мама укутывала меня во всю теплую одежду, какая была. А по углам лежал лед. На руку она надевала мне резиновую бирочку, как в роддоме: с именем, годом рождения, еще какими-то данными. Я говорю сейчас об этом спокойно, потому что тогда по малолетству не все понимала. Было только очень страшно. Там, кстати, я впервые узнала, что такое немецкий порядок и немецкая дисциплина. Каждый день в семь часов утра начинался массированный авианалет, когда в небе было черным-черно от самолетов...