C чувством долга
В начале января в Госдуму был внесен долгожданный законопроект «О деятельности по взысканию просроченной задолженности». О том, чтобы легализовать в России коллекторский бизнес, говорят давно. Методами работы собирателей долгов заемщики возмущены до предела, ведь зачастую эти технологии граничат с обычным шантажом. Автодозвоны через каждые десять минут, угрозы распространения компромата о несостоятельности заемщика среди его соседей и знакомых — так и до паяльника с утюгом докатиться недолго. Закон должны принять в этом году, а пока коллекторские агентства действуют вне правового поля. Несмотря на это, эксперты уверены — в мире бурно развивающихся банковских услуг у профессиональных «долгоотъемщиков» большое будущее.
Тогда мы идем к вам!
Обычно российские граждане берут кредиты на крупные покупки, за которые нужно расплачиваться не месяц, и не два, и даже не один год. Но современная жизнь со всеми ее перипетиями настолько непредсказуема, что сегодня ты успешный сотрудник компании с приличным заработком, а завтра — постоянный клиент биржи труда. Да еще задолжавший банку бешеный кредит за автомобиль или квартиру.
Конечно, банки сначала пытаются договориться с должником, предлагают обсудить сложившуюся ситуацию и даже предоставить рассрочку на выплату кредита. Но когда банкиры натыкаются на глухую стену, они решают действовать жестко. Причем делать они это могут самостоятельно с привлечением сотрудников собственной службы безопасности либо поручить эту работу сторонней организации — коллекторскому агентству. Обычно в таких фирмах работают бывшие сотрудники ФСБ и МВД, которые имеют налаженные связи с различными правоохранительными органами и службой судебных приставов. Поэтому в ход идут самые разные методы решения долгового вопроса.
Надавить на слабое место
— Сначала мы выясняем у должника причину просрочки по кредиту, — говорит специалист по решению долговых проблем (анти)коллекторского агентства «СитиДолг» Евгений Цыбулин, — ведем с ним переговоры по телефону или встречаемся лично, информируем о возможных последствиях, санкциях и штрафах. Если мы видим, что человек не уклоняется от погашения долга, то стараемся его убедить поторопиться, чтобы проблема не нарастала как снежный ком. Практика показала, убеждения цивилизованным образом часто дают положительный эффект: в большинстве случаев кредиты погашаются. Когда компромисс с должником найти все же не удается, мы передаем дело в суд и затем контролируем ход исполнительного производства.
Коллекторы сегодня — это и юристы, и финансисты, и психологи. Профи со стажем в этом деле говорят, что абсолютно каждого человека можно заставить вернуть долг. Главное — найти его уязвимое место. Да так посильнее на него надавить, чтобы заемщик мечтал поскорее расплатиться по кредитам. Своих клиентов коллекторы делят на несколько категорий, и для каждого человека выбирается свой стиль общения и конкретные методы воздействия.
«Письма счастья» завтрашнего дня
— Люди, которые менее грамотны и плохо разбираются в правовых вопросах, легче всего поддаются провокации, — говорит профессиональный коллектор Владимир Кононенко. — До нужной кондиции их можно довести одними только угрожающими посланиями. Причем при их написании коллекторы используют весь свой накопленный опыт работы в силовых структурах на полную катушку. В таких «письмах счастья» идет явное преувеличение, нагнетание ситуации и чуть ли не через каждую запятую перечисляются уголовные статьи, которые к делу порой отношения не имеют. Непосвященный человек может реально в это поверить.
Письма могут присылать по электронной почте или в виде эсэмэсок, причем по несколько раз на дню. Особое ноу-хау охотников за долгами — звонки домой в неурочное время, когда человек расслаблен и никак не ждет подвоха. А то и вовсе по рабочему телефону.
— Многие ведь не хотят, чтобы кому-то из коллег по работе стало вдруг известно об их финансовой несостоятельности, — рассказывает Евгений Цыбулин. — Бывали случаи, когда объявления о проступке должника развешивали по подъездам дома, где он проживает. Самый удачный вариант — посудачить с пенсионерками на лавке возле подъезда и поведать много интересного про их незадачливого соседа. Недобросовестные коллекторы могут воздействовать и на родственников, угрожая при этом физической расправой.
Однако Уголовный кодекс никто не отменял. Владимир Кононенко подчеркнул, что любые угрозы, шантаж и выколачивание денег подобными изуверскими способами должны классифицироваться согласно действующему уголовному законодательству, а сотрудники — непременно привлекаться к ответственности.
Неплательщиков — в черные списки
Напомним, что на одной из пресс-конференций в марте 2011 г. глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступил с заявлением о незаконности деятельности коллекторов, отметив, что «эти (коллекторские. — Прим. ред.) организации запугивают людей, занимаются телефонным терроризмом, страшат черными списками и действуют совершенно неправомерно». Но удастся ли новому законопроекту навести порядок в этом бизнесе?
— У банков, которые, собственно, и лоббируют этот законопроект, огромное количество должников, с которыми они не в силах справиться самостоятельно, — говорит адвокат адвокатского бюро «К.Р.О.М.» Артем Божков. — Для того чтобы привлечь службу судебных приставов, нужно получать исполнительный лист по каждому должнику, готовить пакет документов, направлять в суд и дожидаться решения, словом, целая история. Поэтому банку проще обратиться к коллекторам по взысканию долга с заемщика. Второй плюс — коллекторы могут выполнять функцию взыскания более эффективно, чем судебные приставы.
Ночью не звонить
Новый законопроект сделает отрасль взыскания долгов более корректной в правовом смысле. К примеру, он дает право запрашивать документы по должнику в госучреждениях, а те должны предоставить требуемую информацию в течение 10 дней.
Однако и требований к профессиональным взыскателям будет больше. В частности, они не могут контактировать с должником с 22.00 до 6.00, звонить более трех раз в день и двух раз в час. Помимо этого они обязательно должны быть участниками саморегулируемых организаций коллекторов, разрабатывающих и утверждающих стандарты взыскания для членов СРО.
— Должник теперь может написать коллекторам письмо, в котором указывает, что с ним нельзя общаться ни в какой иной форме, кроме письменной. Если же это право нарушается, то коллекторское агентство исключается из членов СРО, а значит, теряет право оказывать услуги. Но при этом никаких механизмов воздействия на должника в законопроекте нет, — сказал Артем Божков.
Так что пока на законотворческом поле побеждают все же должники, а не банкиры. Может быть, потому, что в Госдуме много предпринимателей, которые не мыслят свою жизнь без кредитов? Впрочем, как говорят эксперты, это не окончательный вариант нового законопроекта и работа по его усовершенствованию продолжается.
Денис АНИЛИНСКИЙ.