Подзарядка для непоседы
Врачи бьют тревогу — так называемых гиперактивных детей становится все больше. На них жалуются родители, бабушки и дедушки, воспитатели, учителя… А ребенок только упорствует, злится, плачет, а иногда задает непростой вопрос: «Зачем вы меня родили, если я такой плохой?»
Не зловредный, а особенный
Волгоградская общественная организация «Общество помощи детям имени Л. С. Выготского» в рамках гранта Британского благотворительного фонда недавно завершила уже второй проект помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Это помощь детям с особыми образовательными потребностями в России. Сначала в рамках программы «Внимание, дошкольник!» работали в основном с пяти-шестилетками.
— У нас дети получали помощь психиатра, невролога, коррекционного педагога, психотерапевта, психолога, — рассказывает директор организации Лидия Магнитская. — Заодно мы работали с психологами и воспитателями детсадов, которые должны были понять, что их воспитанник не зловредный и не бестолковый, просто у него так устроен мозг. Нужные рекомендации получили и родители.
Второй проект — «Внимание, непоседа!» — завершился недавно. В течение года специалисты пытались помочь справиться с недугом трехлетним детишкам, а заодно проследили, как складываются дела у участников первого проекта, которые уже успели стать школьниками.
Детей со СДВГ около 15—20%, причем синдром дефицита внимания и гиперактивность в 3—5 раз чаще встречаются у мальчиков. В семье, где растет ребенок с СДВГ, трудно всем. Гиперактивные дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны. Зачастую родители и специалисты путают СДВГ с кризисом раннего возраста, который начинается в три-четыре года. То, что такое поведение — болезнь, становится ясно лишь в детском саду, когда появляется необходимость соблюдать режим дня.
Зона повышенного внимания
— Обычно образовательные учреждения начинают выдавливать таких детей, — говорит коррекционный педагог высшей категории Юрий Остапенко. — Они некомфортные, сложные и требуют повышенного внимания.
Иногда недогляд за трудными малышами приводит к печальным последствиям. Пятилетняя Яся для своих родителей была настоящим стихийным бедствием. Девочка совсем не могла усидеть на месте, у нее полностью отсутствовало чувство страха. Однажды она спрыгнула с крыши беседки и повредила позвоночник. К счастью, после вытяжки дела пошли на поправку. Но лежание без движения для девочки стало настоящим адом.
Не наказывать, а поощрять!
Всего через программу в Волгограде прошли 135 детей. За это время их лечили медикаментами, наблюдали в динамике, оказывали коррекционную помощь и проводили тренинги. Причем наиболее эффективная работа складывалась в интеграционных группах, в которых наряду с детьми с СДВГ занимались здоровые дети и дети с синдромом Дауна. Остается только догадываться, как одному педагогу удается выстраивать отношения стразу с несколькими трудными детьми. Ведь работа эта практически штучная! Юрий Остапенко признается: в работе с такими детьми помогает 18-летний опыт.
Любопытно, что гиперактивность часто трактуют как избыток энергии. На самом деле это нехватка энергии, и, чтобы ее восполнить, на тренингах занимаются специальными упражнениями. Тренируют и внимание: для лучшего усвоения материала специалисты разработали для детей специальную рабочую тетрадь.
— Одна из серьезных задач в лечении СДГВ — это структурирование пространства ребенка, — продолжает Юрий Остапенко. — Чем больше вводится различных ритуалов, например, вечерние мультики, семейные чтения или поход в кино по субботам, тем лучше. Перед родителями мы ставили задачу хвалить ребенка, ведь дети с гиперактивностью постоянно получают тычки и затрещины, к которым привыкают. Задача же родителей — сместить приоритеты с наказания на поощрение. За правильные поступки таких детей нужно поощрять, ведь для них это почти подвиг.
Правильный подход
Найти подход к трудному ребенку могут мудрые учителя, здравомыслящие родители и хорошие врачи. Если управляться с гиперактивным малышом правильно, то результат хоть и не сразу, но обязательно будет. Второклассник Саша С. занимался со специалистами еще с детского сада.
— Сейчас Саша стал спокойнее, у него меньше проблем в школе, и он достаточно успешный, — говорит его мама.
А семилетний Кирилл пошел в первый класс к учительнице Светлане Анатольевне ??????, которая заранее пыталась подготовить его к школе. Сейчас учительница вспоминает: первая встреча с ребенком вызвала у нее множество вопросов, главный из которых: «Сможет ли Кирилл вообще учиться в школе?» После нескольких лет усердных занятий со специалистами Светлана Анатольевна лишь руками разводит: «Кто бы мог подумать, что этот мальчик будет успешным?»
Об СДВГ можно говорить, если проявляются не менее восьми признаков в течение полугода:
1) беспокойные движения рук и ног;
2) сидя на стуле, ребенок крутится, часто меняет позу, особенно во время занятий;
3) легко отвлекается на любые посторонние раздражители;
4) с трудом дожидается своей очереди во время разных игр;
5) на вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца;
6) при выполнении заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности;
7) часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
8) не может играть тихо, спокойно;
9) часто мешает другим;
10) много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему;
11) часто теряет вещи;
12) часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Татьяна ФИЛИМОНОВА.