Гагарин — оружие пролетариата
Спектакль Gagarin way Молодежный театр запустил на орбиту жарким летом 2010-го. С тех пор этот интеллектуальный триллер по пьесе Грегори Берка, жуткий и притягательный как астероид, видели не только волгоградцы, но и зрители московского центра Мейерхольда, а 26-го ноября его представят в Сочи на фестивале «Текстура-Олимп». Перед отъездом спектакль еще раз показали в Волгограде.
— Это очень странная история о попытках придать смысл своей жизни, — говорит Алексей Серов, режиссер, первым открывший «Путь Гагарина» для русского зрителя. — Для меня важно, что это качественная, очень ловко написанная пьеса. Умная и, как мне кажется, своевременная.
Куда уж своевременнее! Созданный шотландским драматургом в 2000-м текст на наших глазах превращается из сценического материала в хронику дня. В свете последних новостей с Уолл-стрит.
«Проезд Гагарина» (слово «путь» в названии — это издержки перевода) — название улицы в шотландском шахтерском поселке, так что никакого отношения к советской космонавтике пьеса не имеет. Зато она имеет прямое отношение к тем громким идеям, что наша страна выдохнула в мир. В маленькой революции на «одной отдельной взятой» фабрике участвуют четверо. Низы — ветеран рабочего движения Гарри (Андрей Тушев), Эдди (Владимир Захаров), у которого есть футболка с Че Геварой и «охрененные психические проблемы». Верхи — консультант глобальной корпорации, выпотрошенный работой до полного безразличия ко всему (Игорь Мишин). И мечущийся между ними интеллигент — выпускник философского факультета, работающий «временно» охранником. Гарри и Эдди стремятся преодолеть свою никчемность и невостребованность «настоящим поступком» — убийством косоглазого капиталиста. Не просто так, а за идею.
«Черт знает что можно узнать, имея читательский билет». Поэтому Гагарин упоминается революционными пролетариями наряду с Нечаевым, Кропоткиным и другими великими русскими. Притом что ораторы путают Россию с Румынией. Идеологические экзерсисы драматург переплел с добротным саспенсом и черным юмором, так что зрителю некогда перевести дух...
Проблема в том, что звонкие реплики антиглобалистов разбиваются о полное равнодушие представителя транснационального капитализма, устало говорящего, что ему нечего защищать. Взамен скомпрометированных в ХХ в. идеологий цивилизованный мир, когда он вполз в новое тысячелетие, не придумал ничего, кроме философии неистового потребительства. С тем и живем. Одни утверждают, что само понятие идеологии искусственное, другие — что без идеологии ну никак нельзя и общечеловеческие ценности не спасут. Значит снова «до основания, а затем...»?
В финале сетку, отделяющую персонажей от зрителей, с лязгом рванут в сторону. Состоявшийся убийца посмотрит в зал, словно пытаясь определить, сколько Эдди в каждом из нас. И почти физически ощутишь, сколь иллюзорна стабильность этого мира.
Ирина БЕРНОВСКАЯ.
Врезка
Фестиваль «Текстура-Олимп» проводится с 25 ноября по 2 декабря 2011 г. под эгидой культурной Олимпиады «Сочи-2014». В нем участвуют лучшие современные постановки, отражающие, по мнению жюри, момент настоящего в искусстве. Финалистов семеро. Помимо Волгоградского молодежного театра это театр DEREVO (Санкт-Петербург — Дрезден), Le Cirque de Sharles la Tannes (Москва), театр «Практика» (Москва), театр «У Моста» (Пермь), «Коляда-театр» (Екатеринбург), Алтайский краевой театр драмы им. В. М. Шукшина (Барнаул).