Этим летом каникулы с пользой для себя и общества проводят 275 ребят.




Трудовой десант
Беззаботной летней порой, когда учебники и тетрадки заброшены в самый дальний угол, у родителей школьников остро встает вопрос: чем занять детей, чтобы они провели каникулы с пользой? Особенно это актуально для уже подросших ребят. Подростков важно обеспечивать посильной нагрузкой, чтобы у них сформировалось чувство ответственности и другие важные качества личности. А что может быть лучше в воспитательном плане, чем работа на благо родного города? Такую возможность ребятам старше 14 лет предоставляют муниципальные предприятия, которые активно подключают школьников к посильному труду на городских общественных пространствах.
- В нашем учреждении сложилась многолетняя практика приглашать летом на работу школьников и студентов, и мы всегда это делаем с большим удовольствием, постоянно сотрудничая с центром занятости, - отмечает замдиректора МБУ «Волгоградзеленхоз» Марианна Сычева. - Ребята занимаются кропотливым безопасным трудом, которому их легко можно обучить. Это такая работа, как прополка клумб от сорняков, подметание мелкого мусора, сгребание травы и т.п. За лето через нас проходят порядка 40 детей, в одной бригаде обычно от 7 до 20 человек. Ежемесячно состав обновляется, но нередко бывает так, что ребята остаются еще на месяц, и на следующий год возвращаются к нам снова. Дети приходят с большим удовольствием, они очень отзывчивые, дисциплинированные, добросовестно выполняют задачи, которые перед ним ставят.
Ежедневная рабочая смена, в зависимости от возраста детей, длится по 4-6 часов. Задействовать ребят стараются в утренние часы, чтобы уберечь их от палящего дневного солнца. За каждой бригадой юных сотрудников закрепляется наставник, который обучает их премудростям благоустройства и следит за тем, чтобы дети не нарушали технику безопасности. Деятельность школьников организуется в строгом соответствии с установленными нормами и правилами. При устройстве на работу проводится обязательный инструктаж. Ребятам подробно рассказывают, какие задачи они будут выполнять, учат, как правильно пользоваться различными инструментами. Вооружившись необходимым инвентарем, подростки ежедневно отправляются совершать трудовые подвиги.
- Мы занимаемся озеленением Центрального района - пропалываем клумбы, подметаем, сажаем растения, вытираем от пыли монументы, - рассказывает девятиклассник Леонид Крючков. - Мне было интересно летом поработать, ведь дома сидеть скучно, а тут еще не просто работа, а очень важная для общества. И природе мы тоже помогаем. Я чувствую гордость за то, что смог приложить руку к озеленению нашего города. Теперь, когда я сам увидел, сколько труда вкладывается в благоустройство, мне хочется, чтобы люди бережнее относились к родному городу.
14-летняя Снежана Лесниченко этим летом работает впервые, но решила не ограничиваться одним месяцем труда и осталась еще и на июль.
- Про работу в МБУ «Волгоградзеленхоз» я узнала прошлым летом, заинтересовалась и с большим нетерпением ждала, когда мне исполнится 14. Работаю второй месяц и мне очень здесь нравится, - признается школьница. - Меня научили, как правильно ухаживать за растениями, я завела новые знакомства. Мы работали на всех знаковых территориях Центрального района - около храма Александра Невского, на Площади им. Ленина, на улице 7-й Гвардейской, около стадиона «Волгоград Арена» и т. д. Для меня большая честь наводить порядок в памятных местах нашего города. Хочется, чтобы эти важные для нашего города территории были красивые, чистые, ухоженные. Наш наставник очень о нас заботится, хорошо все объясняет, если что-то не понятно, то показывает, подсказывает, как правильно. Мы все время находимся под присмотром.


Вклад в будущее
Психологи утверждают – общественно-полезный труд оказывает положительное влияние на развитие личности подростка, его самооценку, формирует социальные навыки, чувство ответственности и дисциплину, способствует профориентации, а также снижает риски возникновения тревожности, депрессии, девиантного поведения.
– Работа в летний период – это не просто способ заработать карманные деньги, но и важный ценный опыт, который оказывает существенное влияние на формирование личности подростка, - отмечает педагог-психолог Елена Пономарева. - Во-первых, это формирование адекватной самооценки и развитие чувства компетентности. Успешное выполнение рабочих задач, даже простых, повышает самооценку. Подросток видит, что способен приносить пользу, справляться с обязанностями и достигать результатов. Появляется чувство компетентности и уверенности в своих силах. Это особенно важно в период юношеского максимализма и поиска себя. Подросток понимает, что способен не только потреблять, но и производить, что является важным шагом к взрослению.
Соблюдения расписания, выполнение инструкций и определенных обязанностей формирует такие качества личности, как ответственность и дисциплина, которые обязательно пригодятся во время учебных занятий и в будущей карьере. К тому же подросток учится планировать свое время и ставить цели. Работа в коллективе предполагает взаимодействие с разными людьми. А значит, развиваются навыки коммуникации, эмпатии и адаптации к различным социальным ситуациям. Этот опыт помогает ребенку лучше понимать других людей и строить более здоровые отношения.
Немаловажная в современном мире составляющая – финансовая грамотность.
- Зарабатывая деньги своим трудом, подросток начинает лучше понимать их ценность. Он учится планировать расходы, делать осознанный выбор и откладывать деньги на свои цели, - поясняет педагог-психолог. - Формируется финансовая ответственность и умение управлять своими финансами. Это важный навык, который поможет избежать финансовых проблем в будущем. К тому же летняя работа может стать первым опытом знакомства с различными профессиями. Подросток получает возможность увидеть, как устроен реальный мир труда, узнать о разных сферах деятельности и понять, что ему интересно.
Родителям следует знать: выбор работы должен соответствовать возрасту и интересам подростка. Не стоит заставлять его заниматься тем, что ему не нравится. Необходимо помочь сыну или дочери в этот период, поддерживать стремление ребенка приносить пользу обществу, поделиться историями из своей жизни.