В сухом остатке
Очередные поправки к Закону «О регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Волгоградской области» подготовили депутаты комитета по предпринимательству, среднему и малому бизнесу областной Думы. И если с запретом на продажу горячительного в местах проведения массовых мероприятий, думаем, согласятся многие, то с черной меткой, которую народные избранники хотят вынести волгоградскому общепиту, все не так однозначно. Запрет на продажу алкоголя в кафе, клубах, ресторанах и других развлекательных заведениях с 24 часов ночи до 8 утра вряд ли повлияет на общую статистику потребления алкоголя, а вот на собираемости налогов скажется обязательно.
По словам председателя профильного думского комитета Роланда Херианова, принимая эти поправки, депутаты всего лишь приводят областное законодательство в соответствие с федеральным, мол, после вступления в силу в июле этого года ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» на региональном уровне можно устанавливать любые дополнительные ограничения, вплоть до полного запрета на реализацию алкоголя. Да и к тому же есть любимое обоснование практически любого запрета — люди жалуются на нарушение порядка и покоя…
Оставим в стороне жалобную книгу — и ежу понятно, что в случае каких-либо нарушений бороться надо с конкретными нарушителями, то есть с какими-то отдельными заведениями, а не с общепитом в целом. Да и ссылка на федеральный закон в данном случае не совсем корректна.
— К сожалению, закон, с которым нам приходится работать, получился очень неконкретным, — считает председатель совета регионального отделения «ОПОРы России» Виталий Сахаров. — Многие понятия в нем не уточнены, отдельные моменты вообще не прописаны. И непонятно, зачем использовать тяжелую артиллерию в отрасли, которая и так проверяется государством буквально вдоль и поперек.
Естественно, резко негативное отношение к предлагаемым поправкам и у самих владельцев заведений общепита. По предварительным расчетам Волгоградской ассоциации клубов, ресторанов, баров и кафе (АКРБК), выручка от ночной продажи алкоголя составляет порядка 60% от их доходов. Особенно опасен запрет для развлекательных заведений вроде клубов, караоке- и стриптиз-баров. Для них алкоголь — это, по сути, неотъемлемая часть ночной шоу-программы, которая вряд ли пойдет так же хорошо под сок и минералочку. Не случайно известный волгоградский ресторатор и президент АКРБК Эдуард Панин, владеющий, в частности, рестораном News-Pub, караоке-клубом Caruzo и джентльмен-клубом «Каир», призвал своих коллег объединиться, чтобы обосновать экономическую нецелесообразность предлагаемых поправок. В противном случае обещано падение собираемости налогов и массовое увольнение персонала.
Респектабельные заведения к полуночи, как правило, уже закрываются. Так, в известном волгоградском кафе «Белладжио» нам ответили, что работают только до 24 часов, поэтому предполагаемый запрет их не коснется, но их владельцы тоже задумались: а вдруг депутатам придет в голову расширить период трезвости и запретить продажу алкоголя не с 24, а, к примеру, с 22 часов?..
— С медицинской точки зрения, если человек продолжит пить и после полуночи, утром он гарантированно будет нетрезвым — организм просто не успеет переработать алкоголь, — говорит главный токсиколог Волгоградской области Василий Емцов. — Но большинство солидных, нормальных заведений и так закрываются к этому времени. Так что запрет даст положительный эффект, только если ударит по каким-то дешевым забегаловкам, молодежным дискотекам, чьи владельцы не следят за тем, что и как пьют их посетители.
С медициной согласны и в прокуратуре: все-таки посетители ресторанов и кафе становятся героями уголовной хроники реже, чем любители выпивать в подворотне.
— То, что большинство преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, — неоспоримый факт, — уверен начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами региональной прокуратуры Дмитрий Марютин. — И совершаются они как в развлекательных заведениях, так и в чисто бытовых условиях. Последних, понятно, больше, но ведь в быту, дома, люди проводят гораздо больше времени, чем в каких-нибудь кафе и ресторанах. Так что, на мой взгляд, проблема не в месте употребления горячительного, а в личных качествах каждого человека, уровне его образования, воспитания и социальной ответственности.
Нелепо продвигать такой запрет и как одну из мер в борьбе с алкоголизмом. Да, в России пьют не много, а страшно много — 15—18 л чистого спирта на человека в год. Но вот почему-то кажется, что вовсе не общепит тому виной. И уж если мы тут радеем за повышение культуры пития, то куда больше пользы принесло бы законодательное ограничение торговой наценки на продаваемый в таких заведениях алкоголь. А то, когда за стакан какого-нибудь недорогого пива в кафе или ресторане с вас просят втридорога, поневоле хочется уйти куда-нибудь на природу. А ведь так и до алкоголизма недалеко!
Антон БОРЦОВ.