В регионе выдано более 230 разрешений на осуществление таксомоторных перевозок
С 1 сентября вступил в силу областной Закон «О транспортном обслуживании населения легковым такси». Наверное, мало какой документ из принятых в последние годы обсуждался столь широко и бурно: даже если судить по официальных данным, в Волгоградской области работают около 15 тыс. такси, и вряд ли найдется хотя бы один человек, который никогда не пользовался их услугами. Заявленная властями цель — навести порядок на этом рынке — безусловно, благая и всеми поддерживаемая, но выполнимая ли? «Городские вести» попытались разобраться, сколько будет стоить поездка на новом, легальном, такси.
Хорошо забытое старое
В отличие от большинства западных стран российский рынок таксомоторных перевозок только-только начинает обретать цивилизованные формы: водителей, даже работающих в относительно крупных таксомоторных компаниях, зачастую по старинке называют бомбилами, а отличить такси от обычной машины можно лишь по легко снимаемому желто-оранжевому фонарю на крыше да наличию рации в салоне. Хотя «обретать» — не совсем верное слово, скорее, возвращаться к пройденному, но не забытому. Ведь в советские времена все это уже было: и официальные стоянки, и машины только одной модели (привет незабвенной «Волге»!), и таксометры, и даже единая форма.
Этими воспоминаниями и руководствовались разработчики нового федерального закона о такси, который, в свою очередь, стал основой для аналогичных региональных законов. «Зеленоглазое» братство чиновников, кажется, достало конкретно: ездят, понимаешь, как хотят и на чем хотят, паркуются, как бог на душу положит, форму не носят, да еще и налоги не платят! В общем, с беспределом решили кончать — законодательно.
Но тут на дыбы поднялись и таксисты, особенно те, кто тоже хотел цивилизованности, но за разумные деньги. Инициативная группа организовала широкое обсуждение законопроекта, собрала предложения и передала их депутатам облдумы — аккурат между первым и вторым чтениями. В итоге самые одиозные пункты — вроде единого цветового оформления для всех такси региона или введения униформы «в деловом стиле» — были из закона исключены, и с 1 сентября областное управление транспорта и коммуникаций стало выдавать индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам разрешения на перевозки пассажиров и багажа.
Ездить по бумаге
Такие разрешения, выдаваемые на пять лет, — это, по сути, патент на работу для любого таксиста. Получить его необходимо до начала 2012 г., иначе — штраф.
— Нашим управлением уже выдано более 230 разрешений на осуществление таксомоторных перевозок, — сообщил старший консультант сектора правового обеспечения управления транспорта и коммуникаций администрации области Вадим Матинченко. — Из них примерно половина выдана предпринимателям и юрлицам из Волгограда, остальные «уехали» в область. Разрешения выдаются бесплатно, причем не было случая, чтобы мы кому-то отказали. Тем более что мы проверяем только документы — если есть какая-то неточность, просим переоформить, и все. Хотелось бы, чтобы процесс шел активнее, но, насколько нам известно, среди таксистов упорно гуляет слух, что закон якобы отменят или перенесут сроки его вступления в силу. Так вот, этого не будет, и не получивших разрешение до 1 января 2012 г. будут штрафовать.
Наказывать таксиста рублем будут не только за отсутствие необходимых документов. Со следующего года вступают в силу соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях — надо сказать, весьма жесткие.
— Закон о такси вводит ряд дополнительных требований как к самим таксистам, так и к используемым для перевозки пассажиров автомобилям, — комментирует новые поправки начальник отделения технического надзора ОГИБДД Управления МВД России по Волгограду Денис Камынин. — К примеру, предприниматели обязаны проводить обязательный утренний техосмотр автомашин (а также расширенный техосмотр каждые полгода), а водители — проходить медосмотр. Машины должны быть технически исправны, с соответствующей символикой и световым оборудованием, обязательны таксометр и чеки после каждой поездки. За нарушения предусмотрены серьезные штрафы: от 5 тыс. руб. на водителя до 50 тыс. — на юрлицо, организующее коммерческие перевозки.
Снова в тень?
Вряд ли волгоградские таксомоторные компании захотят брать на себя все расходы по приведению своих такси к прописанным в законе стандартам — у них нет таких денег. Тем более нет денег и у таксистов-частников: для большинства из них частный извоз — вторая, а то и третья подработка, чтобы свести концы с концами.
— У волгоградских водителей, которые нанимаются со своей машиной в какую-нибудь таксомоторную компанию, доходы, как правило, ниже среднего уровня, — уверен председатель правления Ассоциации пассажирских автоперевозчиков Волгограда Юрий Белоусов. — Они не хотят становиться предпринимателями, возиться с бумагами, с налоговой. Для них такси — это возможность немного заработать в свободное время. Следовательно, после вступления в силу закона они либо будут работать нелегально, либо вообще уйдут с рынка, чтобы не рисковать. Кстати, насколько мне известно, услуги такси в Волгограде уже стали дорожать — это прямое следствие появления закона.
Зарегулировать любое дело «по самое не могу» государство способно, а вот как сделать, чтобы и порядок был, и отрасль развивалась, — задача, увы, труднорешаемая. И все-таки как же хочется, чтобы решение это было найдено ради всех нас —и пассажиров, и таксистов.
Антон БОРЦОВ.