Гурманы из Царицына предпочитали сбитень, чай вприкуску и всклянь за копейку
Наши предки говорили: чай должен быть как поцелуй — горячий, крепкий и сладкий. В прошлом веке в Царицыне церемония чаепития была одной из самых любимых семейных традиций.
Пили не только водку
Общеизвестно, что чай впервые был завезен в Европу голландцами в 1610 г., в Англию попал в 1644 г., а в России стал употребляться лишь с середины 18-го века, и то первоначально как лекарство. Это не означает, что до этого на Руси пили только водку, хотя крепкие напитки были в почете. Так, к началу Первой мировой войны в Царицыне было 500 питейных заведений, а в год на душу населения потреблялось 1,78 ведра водки. А еще жители Царицына варили брагу и сбитень. Поэтому первые самовары, которых в коллекции Волгоградского краеведческого музея около сотни, изначально служили для приготовления горячего сбитня, появившегося в Царицыне задолго до чая. Бойкая торговля варевом шла на всех царицынских ярмарках. Сбитень — любимый напиток Древней Руси — приготовлялся с медом и лекарственными травами: зверобоем, шалфеем, тимьяном. Сохранившиеся до нашего времени сбитенники внешне напоминают чайник, внутри которого помещается труба для закладки угля.
Чай у царицынцев долгое время также был свой: из листьев, плодов, кореньев трав, собираемых для различного назначения — лечебного и тонизирующего. Для заварки чаще всего использовались соцветия иван-чая, буквицы, степного чабреца, листья вишни, мяты, смородины.
Национальный напиток
В Царицыне, как и в России в целом, новый напиток приживался трудно: люди относились к нему настороженно, как, впрочем, ко всему чужеземному. Здесь уместно вспомнить, как долго не хотели сажать в Царицынском уезде картофель. Так, ученый Александр Минх в 1842 г. писал, что «как крестьяне, так и казацкое население были не только против разведения, но и особенно против употребления картофеля: считалось за грех есть его».
Чай же пришел с Востока, откуда много веков на Русь обрушивались беды — от половцев и татаро-монголов. Кроме того, очень уж дорог был китайский чай, а свои степные чаи всегда под рукой. И только в начале 19-го века вошел он в русский быт и стал национальным напитком.
— Само чаепитие стало не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением общественной жизни, — рассказывает Ирина Талдыкина, заведующая отделом истории края Волгоградского краеведческого музея. — За чаем решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы. Без чашки чая не обсуждался, кажется, ни один серьезный вопрос.
Чаепитие по-русски отличалось не только сортом и качеством используемого чая. Наши люди пьют заваренный чай. А вот англичане, как замечает писатель Иван Гончаров, «варят его по своему обыкновению, как капусту». Для иностранца же русский чай с сахаром — это «какой-то приторный напиток».
Дюма-отец, автор кулинарного словаря, посетивший Царицын, писал: «Удивительно, что мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».
С показным шиком
Очень важно было кроме умения заварить вкусный чай еще и «не спить» его, то есть разлить напиток так, чтобы каждый из присутствующих получил свою порцию одинаковой крепости, а хозяйка не допустила бы перерасход сухой заварки.
Самовар ставился непосредственно на чайный стол либо на небольшой столик, приставленный в торце стола. Разливала чай сама хозяйка, и только в случае крайней необходимости это доверялось старшей из дочерей.
Пили чай из фарфоровой посуды, обязательно не доливая до края чашки 1—2 см, что считалось хорошим тоном. В мещанских и купеческих семьях позволено было подавать чашки с горячим чаем на глубоких блюдцах, из которых его и пили вприкуску с сахаром или вареньем, держа блюдце с особым, показным шиком.
Стаканы с чаем до самого верха подавались в трактирах, где простолюдины были вправе потребовать на свою копейку наполнять стаканы всклянь.
Вокруг Иван Иваныча
Отдельно стоит сказать о самоваре. Он был для царицынцев символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. В праздничные дни, особенно летом, за город посидеть за самоваром отправлялось множество народу. «Золотой Иван Иваныч!» — так уважительно величали царицынцы самовар.
Без него не обходилось ни одно народное гулянье. Самовар был обязательным предметом и в путешествии. Люди, отправляющиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, ложками, чашками и блюдцами. Самовары обязательно имелись в каждой ямской, придорожных трактирах и на постоялых дворах. Там, располагаясь на отдых, совсем незнакомые люди за самоваром быстро сближались, находили общие темы для разговоров.
В Царицыне самовары не производили. Их привозили из столицы самоварного дела — Тулы. В 1840—1850-х гг. в Туле существовало до 80 фабрик. Каждая старалась отличиться, выдумать самовар оригинальной формы. В арсенале был даже самовар-кухня, который представлял собой братину, разделенную на три части: в двух варилась пища, в третьей — чай.
Кроме экономичности и красоты в самоварах ценилась их музыкальность. Перед закипанием этот нехитрый прибор начинал петь, и песня его, подобно стрекоту сверчка за печкой, придавала особый уют и интимность чайному столу.
Инга ИВАНОВА.
ВРЕЗКА
Лечебный чай по-царицынски
Остатки черного хлеба нарезать ломтиками и тщательно подсушить в духовке. Заварить свежий чай и горячим разлить его в порционные стаканы. В каждый стакан влить 1—2 ч. л. красного вина и положить по 1 сухарику. Такой горячий чай рекомендуется для больных, слабых желудком.
На фото: Коробка из-под конфет торгового дома братьев Г. и А. Серебряковых. Царицын, начало ХХ в.
Виды самоваров: ваза, дорожный.