С 1 января 2012 г. должны начаться новые отношения между продавцами и покупателями
Полтора десятка лет назад мы называли рынком любой шанхай, выросший в чистом поле. В парке вдоль аллеи, на дороге, у порога магазина, с грязного асфальта или замасленного кузова машины и из нечистых рук продавцов неприхотливые волгоградцы приобретали до 70% различных товаров. Однако многочисленные торговые сети, предлагая покупателям более цивилизованные условия для покупок, потихоньку переманили покупателей и сократили эту цифру до 12%.
Не можешь — научим, не хочешь — заставим
Таким образом, за последнюю пятилетку количество волгоградских розничных рынков уменьшилось с 43 до 29. И доля продаж продолжает сокращаться: только в 2011 г. эта цифра достигла 1,5%. В связи с тем что используются лишь 60% торговых мест, снижаются и налоговые платежи. За прошедшую половину года они составили лишь 55,4 млн. руб.
— Так что вам не остается ничего другого, как подтягиваться и торговать так же цивилизованно, как в Германии, Англии и других европейских странах. То есть работать в правовом поле, исполняя федеральный и областной законы о деятельности розничных рынков, а с покупателем обращаться так же, как жених с невестой, — потребовал вице-губернатор Василий Галушкин на недавнем совещании директоров подобных торговых точек.
Вместе с вице-мэром Александром Масловым и руководителем городского департамента потребительского рынка Дмитрием Семененко он пригласил организаторов торговли, чтобы напомнить об основных требованиях закона и спросить, насколько собравшиеся готовы к его реализации. Ведь с 1 января 2012 г. розничные рынки за исключением сельскохозяйственных и сельхозкооперативных требуется размещать только в капитальных строениях. Предпринимателям, фермерам, дачникам и покупателям их продукции надо предоставить оборудованные торговые места, ветсанлабораторию, контрольные весы, а также обособленную автостоянку. Помещение, где торгуют, должно быть с теплом, водой, светом, холодильниками. Излишне напоминать про чистоту и охрану…
Мы заинтересованы сохранить рынки, рабочие места и окажем любую помощь, чтобы не пострадали покупатели. Но работать по-старому, то есть нарушать закон, торговле не позволят ни областные и городские власти, ни правоохранительные и прочие заинтересованные структуры, предупредили вице-губернатор и вице-мэр.
Гостей повезти некуда
Многие помнят, как в конце 80-х гг. в Волгоград приехал член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев. Поскольку в пустых магазинах можно было играть в футбол, ему показали Центральный рынок.
Организаторы экскурсии постарались: прилавки в тот зимний день были завалены давно забытыми товарами в невиданных количествах. Волгоградцы, обгоняя свиту высокого гостя, сметали с прилавков мясные и рыбные яства, отмытый от грязи картофель, овощи, фрукты, зелень. Говорят, товарищ Алиев остался доволен. Но провести его не удалось: на прощанье гость выразил пожелание, чтобы таким наш рынок был каждый день.
Понятно, что тогда власть порадовалась главному — наличию еды. И не заметила второстепенное — древние обшарпанные корпуса и прилавки.
Сегодня кругом царит изобилие, но с формой по-прежнему беда: до сих пор 10 из 29 городских рынков расположены во временных сооружениях. За четыре года, прошедшие со дня принятия закона о деятельности розничных рынков, их владельцы не успели, не смогли или не захотели решить вопрос со строительством капитальных зданий.
К примеру, рынки ООО «Хелп-К» и ООО «Волга» по-прежнему называют шанхаем в центре Кировского района. Их разномастные халабуды, что разместились среди пятиэтажек на ветхой теплотрассе и таком же водоводе, отняли у жителей улицу, а взамен дали грязь, шум, бомжей. Рынок ООО «Альбатрос» в Советском районе стоит на водоводе — строить капитальное здание здесь нельзя. Но обращаться в мэрию насчет выделения под рынки других земельных участков собственники или не торопятся, или вовсе не хотят.
А между тем у них осталось менее четырех месяцев и скудный выбор: успеть построить капитальное помещение, получить статус ярмарки или быть закрытыми как нарушающим закон.
«Схвачу что-нибудь по пути»
Третья заинтересованная сторона в этом разговоре — мы, покупатели. Закон о розничных рынках писан прежде всего в наших интересах, но наше отношение к нему явно непоследовательное. С одной стороны, покупатели ругают дикие волгоградские базары и восхищаются заграничными как образцом цивилизации. С другой стороны, когда на ул. Ардатовской, к примеру, построили современный крытый рынок, покупатели по-прежнему шли за продуктами на привычное место — необустроенную торговую площадку по соседству. Объясняли просто: «Там продукты на полтинник дешевле».
Есть такие, кто экономит время и не брезгует покупать еду по пути домой — на стихийных базарчиках, которые честнее было бы называть помойками. Надеясь наскоро схватить что-нибудь из еды по пути домой, хозяйки отгоняют от себя страхи поймать какую-нибудь заразу. Но скупой, как известно, платит дважды. Вернее, расплачивается здоровьем за товар неизвестного качества и кошельком — за обманы и обвесы.
Так что реализация закона зависит в первую очередь не от надзирающих и контролирующих органов, а от нас, потребляющих продукцию с рынка. И поскольку в такой отрасли, как торговля, лучше нажимать на экономические рычаги, мы можем проголосовать за хороший закон ногами. То есть пройти мимо грязного шанхая и зайти за покупками на тот рынок, где покупателя встретят как невесту…
Алла САВЧИШИНА.