Подробности

Польза от мух

Нашивные бляшки на одежду из чистого золота, бронзовый котел, серебряный кубок, бронзовая булавка, которая в Нижнем Поволжье не встречалась ни разу, — это и многое другое нашли волгоградские археологи в этой летней экспедиции.

В селе Перегрузном Октябрьского района Волгоградской области исследователи обнаружили древний курганный могильник, найденные предметы в котором можно датировать от эпохи энеолита до Золотой Орды.

Пыльное занятие

Вот уже без малого 30 лет ученые кафедры археологии и зарубежной истории ВолГУ занимаются изучением жизни древних народов, заселявших территорию региона тысячи лет назад. Благодаря мощной археологической школе университета, которую создал доктор исторических наук, профессор Анатолий Скрипкин, проведено немало раскопок и найдены сотни любопытных артефактов. У ВолГУ давно сложились партнерские связи с Институтом археологии РАН и Институтом физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, сотрудники которого участвуют во всех археологических экспедициях университета.

— Научные изыскания почвоведов дают возможность реконструировать картину многих природных явлений, происходивших в древности. Это и им интересно, и для нас чрезвычайно важно, — говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и зарубежной истории ВолГУ Валерий Клепиков.

Каланча на костях

Работа археологов не ограничивается только их научным интересом. Они занимаются и так называемыми спасательными работами: любое масштабное строительство объекта хозяйственного значения всегда предваряется археологическими раскопками. Кстати, во время масштабной реконструкции здания Царицынской пожарной части в конце 80-х гг. прошлого века проводились такие работы. Тогда при обследовании фундамента здания было найдено более десятка православных погребений: первая пожарка в нашем городе была возведена в Царицыне на месте бывшего кладбища.

Вопреки погоде

Особое место в трудах волгоградских археологов занимают погребения древних сарматов. Это ираноязычные кочевники, которые пришли в наши края с Востока. Курганные могильники, коих бесчисленное множество в степях Волгоградской области, — единственная память о них. С 2000 г. археологам удалось раскопать 51 курган.

В этом году они нашли довольно крупный курган — диаметром более 30 м и высотой около 1 м. Копать тяжелые суглинки — занятие не из легких. Плюс ко всему «удружила» и погода: раскопкам сильно мешали ливни, палатки сносил ураган. Потом на смену дождям пришла жара.

— Но мы все равно работали, — рассказывает старший научный сотрудник кафедры археологии и зарубежной истории ВолГУ Михаил Кривошеев. — Насыпь полностью снимали вручную — лопатами, землю увозили на тачках. Когда уже добрались до цели, в ход пошли кисточки.

Первое, чему удивились археологи, когда вскрыли курган, — оригинальность его архитектуры. Насыпь создана из грунтовых блоков, которые вырезались прямо из земли, из них возведена и конструкция вокруг центрального погребения. В Октябрьском районе таких курганов всего три, все они относятся к I в. н. э.

Древняя булавка

В прошлом году археологи раскопали аналогичный курган и нашли в нем останки женщины с точно таким же набором предметов, как и в кургане этого года. Кстати, в последнем кургане кроме центрального захоронения обнаружено добавочное. Еще любопытный факт: захоронение, найденное исследователями в прошлом году, также принадлежало сарматской женщине в возрасте чуть более 30 лет. О том, какой она имела статус при жизни, можно судить по вещам, найденным рядом с ней.

— Пожалуй, самая интересная находка — бронзовая фибула бойев, которая в Нижнем Поволжье найдена впервые, — рассказывает Михаил Кривошеев, демонстрируя древнюю булавку, покрытую бирюзовым налетом. — Известно, что такие фибулы были только на территории Германии и Центральной Европы, в Подунавье. О том, как она попала к нам, можно только догадываться: возможно, она была подарена или куплена сарматами у древних римлян.

А еще были найдены бронзовый котел, серебряный кубок с ручкой в виде волка, две курильницы, гончарный кувшин и железный жезл.

Удача археолога

Эта могила оказалась совершенно не тронутой грабителями. Чего не скажешь о центральном захоронении. Археологи в ней не нашли ничего, кроме сваленных в одну кучу останков сарматского мужчины, нашивных бляшек на одежду из золота и остатков прочих предметов. Казалось, восстановить первоначальное положение всего этого уже невозможно. Но археологам чертовски повезло, и они связывают это с обрядом погребения.

— В центре могильника мы обнаружили деревянный настил, на котором лежала подстилка, напоминавшая на ощупь зерна, — рассказывает Михаил Кривошеев. — Как показали исследования почвоведов, это были высохшие личинки мух — пупарии.

По предположению ученых, обряд выглядел таким образом: пока копалась яма перед погребением и возводилась конструкция из земляных блоков, тело усопшего на деревянном настиле оставалось на открытом воздухе. Скорее всего, погребение происходило в мае — в момент активного размножения мух. Насекомые отложили на теле личинки, вместе с ними покойника и похоронили. В закрытом пространстве личинки погибли, труп полностью разложился, образовалась подстилка из множества пупарий слоем 2 см. Когда грабители с настила убрали кости, то на нем остались отпечатки следов положения тела, кувшина, плетеной корзины и меча. Таким образом, удалось восстановить картину обряда древнего захоронения.

Исследователи надеются, что подобные находки не станут последними. Возможно, их главные открытия еще впереди.

Денис АНИЛИНСКИЙ.

В ТЕМУ

Древние сарматы в могилу к усопшим клали предметы, которыми они пользовались при жизни. При этом они были сознательно испорчены перед погребением. Это связано с ритуальным умерщвлением вещи. То есть предмет в целостном виде не мог, по представлениям сарматов, перейти в загробный мир вместе с хозяином. Эту версию подтверждают и многие другие находки ученых в курганах сарматов: вместе с человеческими останками лежат изломанные мечи, куски разбитого зеркала, битая посуда.

В Волгоградской области в крупном ДТП столкнулись грузовик, легковая и микроавтобус