Долив после отстоя
Принятые нынешним летом поправки к Федеральному закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» могут стать источником серьезной головной боли для властей российских регионов.
Поправки к закону, которые должны регламентировать порядок производства, рекламы, реализации и употребления пива и напитков на его основе, вступят в силу только 1 июля 2012 г. Вместе с тем прежний Закон «Об обороте пива», в котором были прописаны места, где запрещалось продавать и употреблять любимый россиянами пенный напиток, уже утратил свою силу. Напомним, раньше пиво нельзя было продавать в детских, образовательных и медицинских учреждениях, в городском и пригородном общественном транспорте, в организациях культуры и на спортсооружениях. В новом законе, приравнявшем пиво к алкоголю, этот «черный список» значительно расширен, да и штрафы за нарушение увеличены в разы, но вступит-то он в силу только через год!
Первыми на возникшую юридическую коллизию обратили внимание российские пивовары, назвавшие закон сырым. Откликнулись и в «ОПОРе России», представляющей малый и средний бизнес, — предложили совместно ликвидировать дыру в законе и разъяснить все спорные нормы. То есть реакция предпринимателей, которые после вступления в силу нового закона будут в наибольшем проигрыше, оказалась неожиданно корректной. К примеру, в пресс-службе компании «САН ИнБев» «Городским вестям» пообещали, что компания «в отсутствие регулирующих норм будет крайне ответственно подходить к использованию сложившейся юридической ситуации, не злоупотребляя своими правами».
Разработчики поправок в Госдуме РФ опасений бизнеса не разделяют. Один из авторов законопроекта — депутат Виктор Звягельский заявил СМИ: «Юридический казус был, скорее всего, придуман умышленно, чтобы в очередной раз поставить нашу работу, а главное, реализацию данного закона под удар». По мнению разработчиков поправок, раз пиво признали алкогольным напитком, на него распространяются и все ограничения по продаже и потреблению.
— В настоящее время продажа пива регламентируется только Кодексом РФ об административных правонарушениях, и больше ничем, — не согласна заслуженный юрист РФ, член совета Общественной палаты Волгоградской области Светлана Казаченок. — К тому же из-за того, что новый закон пока не работает, нет четкого определения, что считать пивом, пивным напитком, коктейлем и т. д., то есть с правовой точки зрения непонятно, кого и за что нужно наказывать. Соответственно необходимо либо продлить действие старого закона, либо принять какой-то законодательный акт о переносе сроков действия нового. Первый вариант был бы проще и понятнее.
Кстати, если уж следовать букве нового закона до конца, получается, что до 1 июля 2012 г. россияне будут пить не пиво, а так, неизвестно что, и мы сейчас вовсе не про качество, а значит, и наказывать их «за распитие в общественном» будет непросто. Конечно, чаще всего наши люди предпочитают договариваться на месте, но зато какой простор для споров с родной полицией появляется у юридически подкованных граждан!.. Однако в мэрии Волгограда надеются, что до этого не дойдет.
— Существуют все-таки определенные моральные нормы, так что не думаю, что кто-то разрешит размещать объекты по продаже пива в детских садах и на стадионах, — считает руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. — Но правовой вакуум в этом вопросе действительно нужно закрывать как можно быстрее. В законодательстве прописано, что места розничной продажи пива и некоторые другие нормы могут регламентироваться на региональном уровне, до тех пор пока не будут разъяснены все спорные положения или пока новый закон не вступит в силу. Так что будем обращаться к депутатам областной Думы, чтобы они приняли соответствующее постановление.
Можно, конечно, ждать, пока дыру в законе, так или иначе, закроют, можно надеяться на мораль торговцев (а также тех, кто их проверяет), но, может быть, следовало бы обратить внимание и на заведения общественного питания? Кажется, Россия — единственная страна, где наценки на алкогольные напитки в подобных заведениях начинаются от 100%. И о какой культуре потребления алкоголя, в том числе и пива, может идти речь, когда человек знает, что самый дешевый хмельной напиток в любом уличном кафе стоит как минимум в два-три раза дороже, чем в магазине. А запреты… Ну был в США сухой закон, и о том, к чему это привело, можно вспомнить, пересмотрев, к примеру, «Крестного отца», «Однажды в Америке» или «Неприкасаемые».