Судьба всегда благоприятствовала Царицыну. После отмены крепостного права в 1861 г. он становится одним из бурно развивающихся промышленно-транспортных центров России. В немалой степени этому способствовал быстрый рост судоходства.
Старый конь фарватера не испортит
Почти три века назад по Волге ходили расшивы, коноводки и беляны. Сейчас эти суда кажутся примитивными, но для того времени они были незаменимы. Например, беляна — самое большое судно непарового флота на Волге, строилось на одну путину. В верховьях Волги ее складывали из бревен, шли на ней по течению до низовья и там разбирали на лес. Некоторые из белян поднимали до 800 тыс. пудов — рекордная грузоподъемность даже в наше время!
Коноводка получила свое название от способа передвижения: основной тягловой силой являлись лошади, находившиеся на палубе судна. О размерах коноводки можно судить по тому, что кроме груза и команды на судне могло находиться до 200 лошадей на несколько смен работы. Принцип устройства «коноводной машины», как ее называли, состоял в подтягивании с помощью вертикального вала, вращаемого конской тягой, к заводимому вперед судна тяжелому якорю весом до 100 пудов. Каждая коноводка обслуживалась несколькими завознями — большими весельными лодками. Само судно являлось одновременно буксиром — за ним тянулись подчалки: 3—5 крупных и 15—20 мелких барж.
И, наконец, расшива — одно из самых распространенных судов на Волге. Именно расшива изображена на знаменитой картине Ильи Репина — ее тащат бурлаки. Расшива перевозила грузы, идя вниз по реке под парусом, а вверх — бурлаками.
7 сентября 1843 г. в России получил высочайшее утверждение императора устав «Пароходного общества по Волге».
«Приступив к работе, общество не только успешно наладило пароходное дело, но и дало толчок к созданию целого ряда других компаний, работавших вплоть до национализации флота после революции 1917 г.», — пишет волжский историк Иван Антонов.
Первый пароход общества под названием «Волга», изготовленный в Голландии и доставленный в Россию в разобранном виде, приступил к работе в мае 1846 г. В 1848 г. были приобретены пароходы «Геркулес» и «Самсон». На первых судах команды были исключительно иностранными — работали голландцы и финны. По ироничному отзыву современников они «по-русски правильно только ругаться умели». Жены шкиперов-иностранцев готовили еду для пассажиров.
Чертова расшива
Волжские пароходы сразу же впали в немилость у населения. Во-первых, царицынское купечество посчитало их барской затеей, указывая на большое потребление дров, распугивание рыбы в реке и отнятие заработка у бурлаков. Во-вторых, простые царицынцы сразу же окрестили пароходы «чертовыми расшивами». Они всерьез верили, что «в нутре судна сидит черт» и что он «должно быть тоже устает, так как дышит очень сильно — не по-людски, да и не по-воловьи, а как-то по-своему, больно громко и через трубу», пишет исследователь Илья Шубин. С «дьявольской посудиной» связывали народные бедствия: засуху, войну, падеж скота, эпидемии. Едва завидев «чертову расшиву», царицынцы разбегались с улиц и прятались во дворах и на гумнах, выглядывали оттуда украдкой, читая молитвы и отплевываясь троекратно от нечистой силы. А уж как ненавидели пароходы сами бурлаки! Их озлобленные толпы нападали на суда, бросая в них палки и камни. Посему первые пароходы сопровождали полицейские команды.
Но все течет, все меняется. Привыкли царицынцы и к пароходам. Теперь толпы народа уже сами шли смотреть на небывалое чудо.
«Своим числом напоминавшие нашествие Мамая и Пугачева, люди съезжались сюда из деревень и сел, а равно и из городов и весей и целыми днями, неделями и даже более проживали в прибрежных селах, ожидая прибытия парохода к данному пункту», — пишет Шубин.
Покататься на «Царе» с «Царицей»
На Волге пароходные общества росли как грибы. «Кавказ и Меркурий», «Нептун», «Дружина» и… «Самолет» — ведь до появления авиации пароходы часто называли самолетами. В Царицыне имелись пристани всех крупных пароходных компаний. В 60-е годы позапрошлого столетия по реке ходило уже 20 пароходов, а через 10 лет их стало почти 400, в том числе 60 пассажирских. Волга, превратившаяся в главную транспортную магистраль России, сделала Царицын крупным портом. Здесь суда загружались продуктами, снабжавшими как верховье Волги, так и Астрахань, Закавказский край. Преимущественно это были зерно, ржаная и пшеничная мука, сало, соль, табак. Товарооборот по реке составлял до 3,5 млн. руб.
Поездки на пароходах становились все более престижными. В зависимости от состояния кошелька царицынцы получили возможность выбирать для путешествий свой уровень комфорта. Так, в 1859 г. общество «По Волге» удивило публику двумя новыми пассажирскими пароходами — «Царь» и «Царица». Они были английской постройки и оборудованы с неслыханными для того времени удобствами и роскошью. Тариф от Казани до Астрахани на этих судах составлял 32 руб. — для 1-го класса, 21 руб. — для 2-го, 10,5 руб. — для 3-го. На борту отдыхали, совершали деловые сделки, вели переговоры. К 1914 г. на Волге насчитывалось уже около 50 крупных судов. Пассажиры размещались не в душных трюмах или на палубе под брезентом, а в специальных каютах, где было проведено электрическое освещение и имелись все удобства.
Инга ИВАНОВА.