Свет в конце тоннеля
К середине 20-го в. в Волгограде остро назрела транспортная проблема. В часы пик горожанам становилось все сложнее найти свободное место в трамвае или троллейбусе. Метро городу не полагалось — эта привилегия распространялась исключительно на города-миллионники, а в Волгограде жило тогда 800 тыс. жителей. Выходом из непростой ситуации стал скоростной трамвай, совместивший в себе преимущества метро и обычного наземного трамвая.
Сюрпризы старого Царицына
Волгоградцы гордятся своим метротрамом.
— Едешь в обычном трамвае, а он — раз, и ныряет под землю, увозя пассажиров в темный тоннель! — удивляются гости города.
Идея создания подземки принадлежит бывшему в ту пору заместителю председателя горисполкома Георгию Курину. В начале 70-х гг. именно он первым предложил создать в городе небольшое метро, только пустить по нему не электричку, а трамвай. Идея получила одобрение наверху, и вскоре в Волгоград прибыли столичные специалисты, которые провели необходимые расчеты, составили сметы и увезли документы в Москву. А позже правительством было принято соответствующее постановление, и план создания волгоградской подземки начал воплощаться в жизнь. Уникальный проект был разработан московским институтом «Метрогипротранс», а строительство вели три организации — «Волгоградстрой», «Приволжтрансстрой» и «Харьковметрострой». По замыслу проектировщиков, трамвайные составы при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под пр-ктом им. Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага р. Царицы разворачивались на кольце у пл. Чекистов. Строительство наземного и подземного пути было решено начать одновременно: пока прокладывали наземные пути от тракторного завода до ул. 7-й Гвардейской, параллельно копались тоннели для подземной линии от теперешнего здания областного суда до ст. «Пионерская».
При рытье подземного тоннеля строители часто натыкались на различные полуразрушенные коммуникации старого Царицына. Зачастую в колодцах находили осколки старой посуды и мелкие безделушки. Многие из них до сих пор хранятся у рабочих. Осложняли прокладку тоннеля и сюрпризы Великой Отечественной войны: помимо обычных снарядов и мин здесь находили даже авиабомбы. Рассказывают, что однажды рабочие нашли остатки старой церкви, в развалинах которой обнаружили церковную утварь и какие-то рукописи...
Закончилось строительство обеих линий практически одновременно — в 1984 г. Кстати, через несколько лет, убедившись в эффективности такого вида транспорта, в Волгоград набираться опыта приехали украинские специалисты. И в 1986 г. в Кривом Роге появился аналог волгоградской подземки. Больше нигде в мире ничего подобного не существует.
И подземка, и бомбоубежище
От обычного трамвая его скоростной собрат взял низкую себестоимость эксплуатации имеющихся вагонов, путевого хозяйства и объектов энергообеспечения, от метрополитена — высокую скорость сообщения и, главное, отсутствие помех для других видов городского транспорта.
Подземная трасса, состоявшая из 18 станций, складывалась из тоннелей и станций мелкого заложения, построенных открытым и закрытым способами. Перед ул. Бакинской расположен так называемый «северный портал», являющийся выходом тоннелей на поверхность. На первом же подземном перегоне тоннели проходят друг над другом, образуя перекрещивание — уникальное решение, найденное строителями.
Дело в том, что красно-желтые чехословацкие трамваи «Татра Т3», и сегодня еще курсирующие на маршруте, имеют двери только с правой стороны, а платформы на наземных и подземных станциях расположены с разных сторон. Так как двухсторонних трамваев на момент создания волгоградского метротрама не существовало даже в Европе, единственным выходом стала перемена направления движения с правостороннего на левостороннее и наоборот.
Обратно тоннели перекрещиваются перед эстакадной ст. «Пионерская». Изначально метротрам проектировался таким образом, чтобы оставить возможность преобразовать его в будущем в полноценный метрополитен и пустить по нему метропоезда. Подземные станции способны принимать составы из трех трамвайных вагонов, но не все их ресурсы открыты взору пассажиров. Так, полная длина платформ ст. «Пл. Ленина» и «Комсомольская» почти в два раза больше ныне используемой, их дальние части скрыты торцевой стеной. И еще. У волгоградской подземки двойное назначение: в мирное время перевозят граждан, а в военное перепрофилируют в бомбоубежище. По некоторым данным, здесь могут разместиться до 8 тыс. чел.
Детище Праги
Трамваи «Татра Т3» производились в Чехословакии в период с 1960 по 1989 гг. и были очень популярны в Центральной и Восточной Европе. Поставки в СССР сделали «Татру ТЗ» самой массовой за всю историю моделью, экспортируемой в одну страну: за 30 лет было передано более 11 тыс. вагонов!
Эксплуатационники были довольны «Татрой», ведь она имела массу достоинств. Трамваи «Татра Т3» обладали мягким и бесшумным ходом, косвенной системой управления, ускоритель позволял производить плавный разгон и торможение. Пассажиров же радовали люминесцентное освещение салона, отсутствие шумной пневматики и калориферная система отопления. Стоит отметить, что дизайн привычного красно-желтого трамвайчика до сих пор не выглядит устаревшим. Эти трамваи до сих пор составляют значительную часть подвижного состава городов России.
Строительство второй очереди скоростного трамвая началось еще в 1984 г., однако из-за событий, происходивших в стране, было заморожено на долгие четверть века.
Инга ИВАНОВА.
только факты
Скоростные трамваи способны развивать скорость свыше 70 км/ч, однако система АЛС-АРС автоматически ограничивает ее до 58 км/ч. Это предусмотрено в целях безопасности движения.
На действующих подземных станциях обеспечивается высокий уровень сигнала сетей мобильной связи стандарта GSM.
На всех станциях скоростного трамвая установлена система видеонаблюдения в рамках программы антитеррористических мероприятий на транспорте.
Все остановки наземной части линии скоростного трамвая объявляются пассажирам как станции, хотя фактически не имеют принципиальных отличий от обычных трамвайных остановок.
Ежегодные перевозки составляют около 50 млн. пассажиров.
ВРЕЗКА:
На сайте http://www.volgograd.ru/metrotram/future.pub в режиме ЗD можно совершить поездку на скоростном трамвае, не выходя из собственного дома.
о перспективах
В будущем линия метротрама будет продлена на юг до Волгоградского государственного университета — это будет третья очередь протяженностью 6,6 км. В ее составе намечено построить два перегона общей длиной 2,5 км со станциями «Районная», «Сельхозакадемия», «Тормосиновская», «Панфиловская», «Микрорайон 231» и «Университет». Концептуально рассматривается сооружение четвертой и пятой очередей: от тракторного завода до Спартановки и от пл. Ленина до жилых массивов «Семь ветров» и Жилгородок с выходом на пос. Гумрак и Аэропорт.