В Царицыне, как и в современном Волгограде, по окончании зимы начинались работы по благоустройству
«…Приступить немедленно с открытием весны»
Волгоград, 3 марта. Царицынские власти всегда сталкивались с проблемами содержания городских улиц. Начиная с 70-х годов ХIХ в. здешняя Дума приняла несколько постановлений, обязывающих управу и жителей наводить на них чистоту и порядок.
Овраг превратился в Аллею Героев
Постоянной головной болью Царицына были овраги. Одному из них в декабре 1875 г. городская Дума посвятила заседание, рассмотрев вопрос «О засыпке оврага близ предполагаемого здания прогимназии и вдоль квартала № 162».
Сейчас на этом месте располагается здание, где работают областная администрация и областная Дума. А в те времена на месте нынешнего проспекта Ленина (в границах от Аллеи Героев до поймы Царицы) тянулся овраг, который постепенно засыпали.
На упомянутом заседании Думы было решено ограничиться устройством дамбы в конце оврага, на месте сегодняшнего медуниверситета. «А к засыпке оврага, идущего вдоль предполагаемого здания прогимназии, — решила городская власть, — приступить немедленно с открытием весны».
Через год думцы вновь вернулись к вопросу о судьбе квартала № 162. Было решено за 1500 руб. передать в вечное и потомственное владение Волжско-Камскому коммерческому банку земельный участок, именуемый городским дворовым местом под № 7. Условие одно: «Чтобы банк засыпал и выровнял за свой счет овраг против этого места на всем протяжении меры онаго».
— Таким образом, за счет инвесторов, как мы сказали бы сейчас, была благоустроена территория города, на которой впоследствии выросло красивое здание: до 1918 года в нем располагался филиал Санкт-Петербургского банка, а сейчас областной краеведческий музей, — объяснил один из директоров музея кандидат исторических наук Александр Материкин.
Вечные темы — дороги и освещение
К концу ХIХ в. Царицын стал оживленным и богатым торговым центром. Однако современников удручало отсутствие мостовых, недостаток уличного освещения, ненадлежащее санитарное состояние городской территории.
Управа не раз привлекала внимание Царицынской Думы к устройству взвозов (по-современному — улиц). В одном из докладов было сказано:
«Существующие Зацарицынский, Найденовский, Набережный, Предтеченский и Бутырский взвозы составляют главные посредствующие пути конного и пешего сообщения внутри города с обеими железными дорогами и грузовыми пунктами Волжской пристани. Ввиду этого городская управа находит необходимым одни взвозы перемостить, а другие вновь замостить».
Тогда же городская Дума приняла решение об установке 200 керосиновых фонарей на улицах и площадях города и о принятии от царицынских керосиновых фирм пожертвования в виде 600 пудов керосина в год на заправку этих фонарей.
В начале ХХ столетия царицынские улицы освещали уже 590 керосиновых фонарей. Специально нанятые люди поддерживали в рабочем состоянии фонари, столбы, лампы. В результате на освещение города в 1900 г. было израсходовано 4100 руб.
Хозяин в доме и на улице
Принятое в 1901 г. постановление Царицынской городской Думы «О мерах содержания в исправности и чистоте улиц, площадей и дворов» четко указывало и на обязанности рядовых жителей.
— В документе говорилось: «Каждый домовладелец обязан очищать от всякого сора и мусора половину улицы в ширину, заключающейся между границами его усадьбы, и прилегающий к усадьбе тротуар». Владельцы домов, выходящих на площади, обязаны были очищать часть их на расстоянии 6 саженей (или 12,8 м) от линии домовладения, — отметил главное требование властей Александр Материкин.
Постановление запрещало пасти на улице скотину, ее можно было только прогонять на пастбище, водопой и обратно. Нельзя было вывешивать на заборах овчины, белье и другие вещи для просушки и выветривания. В местах, «открытых для общего пользования вне домов», воспрещалось также распивать спиртные напитки.
Чтобы не мешать движению пожарных обозов, домовладельцам разрешалось сажать деревья у своих домов только в один ряд вдоль тротуаров, огораживая каждое дерево в отдельности на определенную ширину. Тротуары, «гладкие, из несгораемых материалов, не размываемые водой», должны были устраивать сами хозяева по всей длине домовладения. На каждом доме полагалось установить дощечку с номером дома, которую выдавали в городской управе за определенную плату.
Анна ЖЕЛЕЗНЯК.