Бельгийский партизан из Сталинграда
Волгоград, 17 марта. Более 50 тысяч советских граждан, среди которых были наши земляки, сражались в рядах европейских борцов с нацизмом во время Великой Отечественной войны. Среди них был и сталинградец Евгений Доценко.
Комиссар Отвага
Рабочий, а затем секретарь комсомольской организации сталинградской судоверфи Евгений Доценко, окончив военно-политическое училище, служил политруком роты связи 99-й стрелковой дивизии на западной границе СССР. Попал в окружение под Уманью, майор Доценко был схвачен полицаями при выходе из окружения.
— Из концлагеря в голландском городке Мюльгейм он бежал с товарищем зимой 1943 года. Укрывался в горах, затем перебрался в Бельгию и в районе города Льеж примкнул к бельгийскому национальному фронту. Возглавил отряд из бывших советских пленных, который вошел в Бельгийскую армию партизан, — рассказала заслуженный строитель России историк Валентина Клюшина.
Подробности о героической гибели нашего земляка она узнала в сентябре 1990 г. Тогда директора мемориала на Мамаевом кургане Теодора Пекарского, его заместителя Валентину Клюшину и вдову советского офицера Людмилу Доценко ветераны-антифашисты пригласили в гости на открытие реконструированного памятника бельгийским партизанам и музея Сопротивления в Брюсселе.
Среди них были и те, кто сражался вместе с комиссаром Отвага, как они называли своего русского товарища.
Каштан от города-побратима
— Бельгийцы рассказали, что наши бойцы вместе с бельгийскими антифашистами взрывали железнодорожные мосты, пускали под откос воинские эшелоны, вывели из строя лесопильный завод и два доломитовых карьера, продукция которых использовалась в военных целях. После ликвидации начальника полиции города Льеж и разрушения линии электропередачи за поимку Доценко была назначена награда в полмиллиона бельгийских франков, — рассказала Клюшина.
Как вспоминали бельгийские ветераны, 1 апреля 1944 г. группа Евгения Доценко, возвращаясь с очередного задания, попала в засаду при переходе реки Амблев. Прикрывая товарищей, комиссар получил смертельное ранение. Его похоронили на берегу реки, недалеко от городка Коблен-о-Пон.
Правда, жена Людмила Павловна и сын Олег узнали об этом лишь в конце 50-х годов, когда бельгийские антифашисты через Советский комитет ветеранов войны сообщили родным о судьбе Евгения Доценко.
— В 1985 году в Волгоград впервые приехал активист Международной федерации борцов Сопротивления Мишель Вандерборг. В годы войны ему не было и 20 лет, но товарищи считали его одним из руководителей бельгийского Сопротивления. Ежегодно затем Вандерборг привозил к нам до 140 своих земляков. Они познакомились с волгоградскими ветеранами и в память о Евгении Доценко посадили в мемориальном парке у Мамаева кургана каштан, — вспомнила Валентина Клюшина.
Ничто не забыто
Во время поездки в Бельгию Валентина Клюшина увидела, как трепетно относились бельгийцы к ветеранам войны вообще и к русским антифашистам в частности. Захоронения бойцов Сопротивления были ухожены и в цветах.
— Сразу после войны советские партизаны и местные жители установили памятник на месте гибели Евгения Доценко. Но, поскольку тот находится в труднодоступном месте (на закрытой частной территории), уход за обелиском был затруднен. Осенью 2011 г. силами Посольства России памятник отреставрировали, а следующей весной, накануне скорбной даты 1 апреля, на нем была восстановлена памятная доска из черного мрамора. Как сообщили газеты, местные жители принесли сюда живые цветы, перевязанные георгиевскими ленточками и ленточками цветов российского флага, — рассказала Валентина Клюшина.
Надежда ТИХОНОВА.