И уже зарегистрированы первые ДТП с участием электросамокатчиков.

С наступлением весны в Волгограде, как и во многих других городах России, на улицах показался главный символ теплой погоды - электросамокат.
А вместе с ним - резко увеличивается статистическое количество дорожно-транспортных происшествий с участием электросамокатов. Несмотря на введение новых правил и ограничений для средств индивидуальной мобильности, ситуация на дорогах и пешеходных тротуарах остается недружелюбной, а местами даже напряженной.
Любители прокатиться с ветерком на электросамокате зачастую пренебрегают правилами, что приводит к печальным последствиям. Оперативная сводка ГУВД по Волгоградской области предоставила информацию как минимум уже о трех случаях аварий с участием самокатов. В одном из ЧП электросамокат сбил пожилого прохожего, после чего водитель скрылся с места происшествия, не оказав помощи пострадавшему. После другого ДТП в больницу попала 4-летняя девочка. На ребенка наехал водитель электросамоката. Инцидент произошел на остановке «Современник».
Оба случая в очередной раз напомнили, что электросамокаты — это не только удобный и современный вид транспорта, но и источник повышенной опасности как для самих водителей, так и для пешеходов.

Статистика подтверждает: количество ДТП с участием электросамокатов растет с каждым годом. Если в 2019 году в России было зафиксировано 142 таких происшествия, то в 2022 году их число приблизилось к 1000. В этих авариях погибли 19 человек, а 976 получили ранения, - такие данные предоставили в МВД России.
До весны 2023 года электросамокаты находились в "серой зоне" — их статус не был четко определен, что создавало правовые пробелы. Однако с марта этого года ситуация изменилась: моноколеса, гироскутеры и электросамокаты официально признаны средствами индивидуальной мобильности. Это новое понятие в российском законодательстве, которое влечет за собой ряд правил и запретов. К сожалению, далеко не все водители электросамокатов осведомлены об этих изменениях. Волгоградский юрист Виктор Проскурин считает, что тем, кто владеет электросамокатом или берет его на часы напрокат, обязательно следует заранее ознакомится с новыми требованиями. Но самим самокатчикам пока не до них...
- Честно сказать, я даже не знал, что есть какие-то правила для самокатов. Думал, катаешься — ну, и катаешься! — делится Игорь, один из водителей электросамоката в Волгограде.
Подобное незнание правил — не редкость. Многие пользователи СИМ продолжают ездить по тротуарам на высокой скорости, игнорируя пешеходов, катаются вдвоем на одном самокате, что категорически запрещено.
- Да, знал о правилах, но очень спешил, — оправдывается другой нарушитель, который едва не сбил двух пешеходов на Астраханском мосту в Волгограде. Однако спешка на дороге, особенно в условиях городского трафика, может стоить жизни.
Но случается и так, что произошло ЧП с участием электросамоката - авария, в которой пострадали водитель или пешеходы. Как быть в таком случае, что следует предпринять?
- При аварии с участием самоката необходимо вызвать сотрудников Госавтоинспекции или полицию для составления протокола о случившемся, зафиксировать обстоятельства — сделать фото, видео обстоятельств аварии, запросить контактные данные очевидцев, - прокомментировали журналистам "Городских вестей" в пресс-службе ГУ МВД России по Волгоградской области. - Пострадавший вправе вызвать скорую помощь, либо самостоятельно обратиться в травмпункт, при этом обязательно сообщить медработникам место, время, обстоятельства получения повреждений. Сотрудники больницы в таком случае обязаны передать сведения в правоохранительные органы, которые и будут заниматься проверкой факта происшествия.
Ответственность водителя самоката зависит от тяжести последствий аварии. Если пешеход получил легкий и средний вред здоровью, самокатчику грозит штраф. За тяжкие увечья и ДТП со смертельным исходом предусмотрено уголовное наказание.

В Волгограде, как и в других крупных городах, проблема безопасности электросамокатов становится все более актуальной.
- В специальных центрах, где анализируется работа сервисов кикшеринга, за скоростью передвижения самокатов следят особенно пристально, - говорит автоюрист Виктор Проскурин. - Базовая скорость для таких устройств установлена на уровне 25 километров в час, а в зонах с интенсивным пешеходным трафиком она должна быть еще ниже. Однако правила — это лишь часть решения проблемы. Важную роль играет здравый смысл водителей. Если вы едете по тротуару, нужно ориентироваться на пешеходный поток. Если людей много, двигайтесь медленно или вообще спешивайтесь.
С введением новых правил электросамокаты перестали быть просто развлечением — они стали полноценным видом транспорта. Это удобное, а порой и незаменимое средство передвижения, но оно требует ответственного подхода. Новые правила четко определяют статус электросамокатов и лиц, которые их используют. В ПДД появилось понятие "средство индивидуальной мобильности", к которому относятся устройства с электромотором, одним или несколькими колесами, предназначенные для индивидуального перемещения. Сюда входят не только электросамокаты, но и сигвеи, моноколеса, гироскутеры и даже роликовые коньки. Однако есть ограничения: масса СИМ не должна превышать 35 килограммов, а мощность двигателя — 0,25 киловатта. Более мощные устройства уже не считаются СИМ и подпадают под другие категории транспорта.
- Одним из ключевых изменений стало то, что электросамокаты теперь приравнены к транспортным средствам, - говорит автоюрист. - Лицо, управляющее электросамокатом, считается водителем и обязано соблюдать ПДД. Это означает, что водители электросамокатов должны соблюдать те же правила, что и автомобилисты: не управлять устройством в состоянии алкогольного опьянения, не использовать смартфон без гарнитуры во время езды и так далее. Однако есть и особенности: например, водители СИМ не обязаны предъявлять документы при проверке автоинспектором, а за нарушения ПДД они отвечают как пешеходы.

В Волгограде проблема безопасности электросамокатов находится под пристальным вниманием властей. Сегодня, 20 марта, на заседании фракции "Единая Россия" Волгоградской областной Думы обсуждались меры по регулированию использования СИМ. Председатель городской Думы Владлен Колесников рассказал о работе муниципалитета в этом направлении.
- С 1 марта в Волгограде действуют поправки в Правила благоустройства, которые регулируют размещение стоянок для СИМ и обязанности операторов по их содержанию, - отметил он. - Также разрабатывается нормативный акт, который определит максимальное количество самокатов на стоянках и установит зоны, где их использование будет запрещено.
Одной из инициатив, предложенных на заседании, стало внедрение системы идентификации пользователей СИМ через портал «Госуслуги». Это позволит повысить ответственность водителей и снизить количество нарушений. Кроме того, рассматривается возможность автоматического ограничения скорости самокатов в определенных зонах, что уже успешно применяется в Москве.

Ну и самое важное - запреты и размеры штрафов при нарушениях с использованием электросамокатов. Штрафные санкции в размере от 100 тысяч и выше заставляют любителей покатушек с ветерком задуматься - а стоит ли ехать вдвоем на одном самокате и стоит ли превышать скорость.
- Одним из самых распространенных нарушений является езда на электросамокате вдвоем, - говорит автоюрист Виктор Проскурин. - Это запрещено как правилами дорожного движения, так и пользовательскими соглашениями сервисов аренды. за такое нарушение предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Однако сервисы аренды наказывают за это гораздо строже. Например, «МТС Юрент» оштрафовал пользователя на 100 000 рублей за езду вдвоем на одном самокате. Это связано с тем, что такие действия не только нарушают правила, но и создают серьезные риски для здоровья. При падении двух человек травмы могут быть гораздо серьезнее, чем при падении одного. Кроме того, управлять самокатом с двойной нагрузкой сложнее, что увеличивает вероятность аварии.
Управление электросамокатом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения строго запрещено. Электросамокаты относятся к категории средств индивидуальной мобильности, и, как и в случае с любым другим транспортным средством, вождение в нетрезвом виде карается законом. Сотрудники ГИБДД имеют право остановить водителя электросамоката для проведения медосвидетельствования. За управление СИМ в состоянии опьянения предусмотрен штраф от 1000 до 1500 рублей. Кроме того, информация о нарушении может быть передана в сервис аренды, что приведет к пожизненной блокировке аккаунта пользователя.
Еще одно распространенное нарушение — проезд пешеходных переходов на электросамокате. Согласно ПДД, перед переходом дороги по «зебре» водитель электросамоката обязан спешиться и перейти пешком, катя самокат рядом. Это правило связано с тем, что на нерегулируемых пешеходных переходах водители автомобилей могут не заметить быстро приближающегося самокатчика, что увеличивает риск аварии. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Кроме того, если водитель электросамоката создает помехи пешеходам на тротуаре, штраф может составить от 1500 до 2500 рублей.
Максимальная разрешенная скорость для электросамокатов в городе составляет 25 км/ч. В жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях скорость не должна превышать 20 км/ч. Превышение скорости не только опасно, но и карается штрафом в размере 800 рублей за каждый эпизод. Сервисы аренды, такие как «Яндекс GO», Whoosh и «МТС Юрент», уже установили ограничения скорости на своих устройствах, но владельцы личных электросамокатов должны самостоятельно следить за соблюдением этого правила.
Электросамокаты запрещено использовать на автомагистралях — многополосных скоростных дорогах, где разрешенная скорость для автомобилей достигает 130 км/ч. Выезд на такие дороги создает серьезную опасность, так как водители автомобилей могут не успеть среагировать на самокатчика. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере 1000 рублей.
Помимо государственных штрафов, пользователи сервисов аренды электросамокатов сталкиваются с санкциями со стороны самих компаний. Например, сервис «Яндекс GO» штрафует за неправильную парковку на 500 рублей, за езду вдвоем — на 3000 рублей, а за управление в состоянии опьянения — на 150 000 рублей с последующей блокировкой аккаунта. Whoosh взимает 500 рублей за парковку вне разрешенной зоны и 100 000 рублей за езду в нетрезвом виде. «МТС Юрент» штрафует на 5000 рублей за езду вдвоем и на 100 000 рублей за передачу управления несовершеннолетним.