Волгоград, 29 августа. Зрячему человеку трудно представить, как живет слепой. Для этого не достаточно закрыть глаза и пройтись по квартире, натыкаясь на углы. Для этого нужно просто всю жизнь находиться рядом с таким человеком и знать, как и чем он живет.
– Все вокруг думают, что мы беспомощны и даже не можем добраться до школы, сдать ЕГЭ, заниматься спортом и рисовать. Но это не так! – рассказывает Вера КАРПОВА, педагог МОУ ВСОШ №5. Небольшое двухэтажное здание школы на Новороссийской, 28 – бывший детский сад. Здесь занимаются дети в специальных классах коррекции четвертого вида, это значит, что они слабовидящие, совершенно слепых ребят тут не обучают. Кроме уроков дети получают полноценное двухразовое питание – завтрак и обед.
– Вся программа обучения немного растянута по сравнению с обычной школой. То есть у нас 12 классов, а не 11. На все дается чуть больше времени. Уроки ИЗО – 2 часа в неделю, например. А в остальном дети такие же нормальные, как и все. Шумные, гиперактивные, любят петь, рисовать, ходить на экскурсии и участвовать в различных выставках и конкурсах. Раньше учеников было больше, бывало, в классе занималось по 6-8 человек. Сейчас, в среднем, трое. С первого по четвертый класс они обучаются в специальных садах-школах, а затем родители по желанию могут отвезти ребенка либо в Михайловскую школу-интернат, либо к нам. Но они либо боятся отпускать от себя своих детей куда бы то ни было, либо вообще не знают о нашем существовании. Поэтому процветает дистанционное и домашнее обучение. А это никак не социализирует ребенка. Ему страшно выйти на улицу, общаться с людьми, он постоянно надеется на взрослых, когда нужно уже рассчитывать на себя. А еще они бояться насмешек и издевок. Дети они, конечно жестокие, но с возрастом это проходит. На своем личном опыте испытала, когда в тридцать два года поступила в наш институт культуры, со мной вместе учились восемнадцатилетние ребята, от них не было никакого негатива. Общались совершенно нормально. Потом поступила еще и в ВолГУ на исторический, закончила его, теперь вот в школе преподаю, помогаю ребятам поверить в себя и стать полноправными членами общества, - рассказывает Карпова.
Слепые и слабовидящие люди учатся в университетах и колледжах, занимаются спортом, работают и мечтают.
– Хотел бы быть летчиком или водителем трамвая, – признается Леша КАРПОВ, выпускник МОУ ВСОШ №5. – А так, получил высшее образование по лечебной физкультуре в Кисловодске, там и работал в санатории какое-то время. Теперь приехал домой, с сентября пойду в поликлинику работать. Деньги не большие, но все же. Зачем сидеть в четырех стенах и общаться исключительно с компьютером? У нас в школе постоянно проходили различные мероприятия, каждый день мы знакомились с чем-то новым. В такие моменты ты понимаешь, что пригоден для жизни, не изолирован от людей. В вузе для нас не было никаких поблажек. Хотя многие были далеко от дома. Но мы так же учились, так же сдавали зачеты. Для тех, кто не мог записывать лекции в тетради, преподаватель просто наговаривал их на диктофоны.
Выпускники школы не останавливаются на достигнутом. Виталий МЕЛЬНИК получил средне-специальное образование в Кисловодске, а сейчас учится в Ставропольском государственном университете на факультете безопасности жизнедеятельности. Настя ФЕДОРОВА имеет два высших образования – психолога и социолога-реабилитолога. Ей, как никому понятна и близка эта тема. Теперь она работает с различными общественными организациями Волгограда в роли психолога. Многие слабовидящие протаптывают дорогу в жизнь на курортах Кавказа, работая массажистами, а некоторые уехали в столицу.
Первое время детей в школу привозят родители, потом они уже начинают ориентироваться и добираются сами. И не стоит думать, что инвалидность по зрению - это крест! Вместе с дверями школы для этих ребят открывается новый мир, где они такие же, как все, просто требуют чуть большего внимания и заботы.