Недавно нейросетевая модель Сбера под названием GigaChat успешно сдала экзамен на врача общей практики. Для этого в «голову» модели загрузили 42 терабайта специфической медицинской информации.
О том, как обучали модель, чтобы сдать экзамен, правда ли, что уже во все умные устройства Sber внедрен GigaChat и как он будет дальше развиваться, «Газете.Ru» рассказал старший вице-президент, руководитель блока «Технологии» Сбербанка Андрей Белевцев.
— Есть несколько приоритетных направлений развития больших языковых моделей: это развитие их архитектуры, агентности, а также различных модальностей — текста, изображения, видео, кода и т. д., - отметил собеседник издания. - Например, наш ассистент GigaCode, который развивается совместно с GigaChat, пишет уже около 25% программного кода для разработчиков, его использующих. Он стал серьезным подспорьем для наших программистов. Причем достаточно описать задачу на обычном языке, а нейросеть ее переведет в код.
Андрей Белевцев рассказал, что называемые системы vision-модели, когда человек пишет от руки уравнение, а модель могла бы это уравнение решить, появятся и в GigaChat.
Эволюционируют также и другие модальности — например, голос и звук. Технологии синтеза сделали большой шаг вперед. Достаточно нескольких секунд человеческого голоса, чтобы модель могла воспроизвести его. Например, так можно будет избавить человека от лишних звонков.
- Мы также продолжаем работу над развитием моделей генерации видео по типу Sora от OpenAI (прим. OpenAI — американская научно-исследовательская организация, занимающаяся разработками в области искусственного интеллекта). У нас уже есть возможность создания видео в нейросети Kandinsky, и мы двигаемся вперед. Sora — хороший ориентир к тому, что нужно пользователям. Кроме того, сегодня активно на рынке развивается память моделей, - отметил Андрей Белевцев.
По словам Белевцева, бизнес стал лучше относиться к искусственному интеллекту:
— Когда компании видят, что с помощью технологий можно достигать результата, начинают их исследовать и в конечном счете внедрять. В России компании активно потянулись к AI. Мы видим это по числу бизнес-пользователей нашей модели GigaChat, доступной бизнесу через программный интерфейс GigaChat API с осени прошлого года. Несколько тысяч компаний уже используют возможности нашего сервиса для оптимизации работы: например, мы сотрудничаем с такими компаниями, как «МойОфис», «Битрикс».
Нынешняя технология, по словам собеседника издания, проще во внедрении, чем прошлое поколение. Раньше для того, чтобы использовать искусственный интеллект в бизнесе, очень часто нужно было собирать свою команду, готовить наборы данных, строить свои модели, потом думать о том, как их включить в производственный цикл. А сейчас, чтобы использовать AI, по сути, нужен только один программист, но чаще достаточно просто правильно взаимодействовать с готовой моделью.
Сбер многое делает для развития IT-сообщества.
— Если взять всех наших сотрудников, у нас уже больше 40 тыс. IT-специалистов. Поэтому в прошлом году мы активно начали проводить внутренние технологические конференции. Общаться, видеться, обмениваться технологическими знаниями и идеями очень важно. С другой стороны, мы много работаем с вузами. У Сбера вообще в стране 330 вузов-партнеров и более 60 совместных образовательных программ в 42 вузах страны. В 2023 году более 1680 студентов ИТ, технических, экономических, юридических и других специальностей прошли стажировки в Сбере. Более половины из них в результате стали сотрудниками банка.