Дело техники: журналисты проверили готовность к зиме дорожных служб Волгограда
Корреспонденты «Городских вестей» побывали 17 ноября на базе МБУ «Северное».
В Волгоградскую область осторожно и вместе с тем вполне настойчиво приходит зима. Синоптики ещё пытаются радовать жителей прогнозами на плюсовые дневные температуры, но календарь не перехитрить – накануне зима напомнила о себе первым мокрым снегом. И если для нас, обычных граждан, наступление холодов всегда – неожиданность, то муниципальные службы встречают их во всеоружии. Сегодня, 17 ноября, «Городские вести» побывали на базе МБУ «Северное» и лично убедились - дорожники готовы к встрече зимы.
В Волгограде за обеспечение безопасности на дорогах в зимний период отвечают два предприятия – МБУ «Северное» и МУП «ДСЭР Советского района», обслуживающие, соответственно, северные и южные районы областного центра. Подготовку к зиме данные предприятия начали ещё ранней осенью. Основное внимание было уделено инвентаризации, профилактике и текущему ремонту спецтехники.
Следующий важный этап – формирование запасов противогололёдных материалов. В последние годы в Волгограде свою эффективность доказало использование двух видов реагентов: жидкого – бишофита – и твёрдого – песко-соляной смеси.
Все эти мероприятия городские дорожные службы завершили в установленные сроки. И едва уличная температура опустилась до первых отрицательных значений, муниципальные предприятия вывели на постоянное дежурство комбинированные дорожные машины. Рассказываем о том, что остаётся за кадром этой ежедневной работы.
Группировка сил
Стройные ряды оранжевых машин замерли в ожидании. По площадке базы МБУ «Северное» снуют люди – специалисты осматривают каждую машину перед выездом. Еще несколько минут – и многотонная техника заступит на дежурство по городу: пока снега ещё нет, машины обрабатывают основные магистрали с их спусками и подъёмами бишофитом.
Одна КДМ вмещает в себя 8 тонн бишофита. Этот реагент местного производства, рассказывает директор предприятия Евгений Головко, очень хорошо показывает себя при температуре до -5 градусов. В такой переходный период проезжая часть уже становится скользкой, но после нанесения бишофита дороги снова сухие.
Вместе с руководителем департамента городского хозяйства администрации Волгограда Виталием Земцовым мы оцениваем подготовку городских дорожных служб к зиме в ходе внеплановой проверки. Никаких проблем нет, докладывают руководители обоих муниципальных предприятий – МБУ «Северное» и МУП «ДСЭР Советского района»: техника готова и переоснащена для работы в зимний период, запас противогололёдных материалов создан.
– На сегодняшний день для обслуживания дорог в зимний период в Волгограде привлекается до 160 единиц спецтехники, в том числе до 80 комбинированных дорожных машин, механические щётки, погрузчики, автогрейдеры, экскаваторы, самосвалы, а также бульдозеры, снегопогрузчики и другое оборудование. В числе группировки специализированной дорожной техники – десять автомобилей, оснащённых для нанесения на дорожную сеть жидких реагентов, – рассказывает Виталий Земцов. – Отмечу, что такого количества техники (168 единиц) в нашем городе не было никогда: пополнение парка произошло за последние годы благодаря муниципальным закупкам, а также на средства самих предприятий.
Чёткая логистика
Первую проверку непогодой в этом году городская техника уже прошла: в минувший понедельник, когда в Волгограде резко снизилась температура и начался мокрый снег, на улицы города вышли 16 комбинированных дорожных машина (КДМ), которые обработали улицы от осадков. С этого момента спецтехника начала постоянное патрулирование городских магистралей. Работы ведутся согласно чёткой логистике, которая выработана за последние годы.
– В осенне-зимний период погода легко предсказывается уже за три дня. То есть мы заранее понимаем, какое количество техники и какие именно машины необходимо выводить на работу, – поясняет Виталий Земцов. – За день до предполагаемого наступления осадков увеличиваются дежурные смены, включается аварийная схема оповещения и к назначенному моменту весь персонал, все машины выходят на лини. Бывает, что снег может идти по 3-4 дня, тогда водители меняются согласно графику. Останавливаться в таких случаях недопустимо – нельзя нарушать технологический процесс.
Общая протяжённость автомобильных дорог в Волгограде превышает 2000 км. В их числе – до 20 участков с крутыми и затяжными подъёмами, резкими поворотами и узкой проезжей частью, представляющими сложность для движения большегрузного транспорта. Им уделяется особенно пристальное внимание дорожных служб – с началом снегопада и при возникновении гололедицы эти участки обрабатываются в первую очередь.
Так, говорит Евгений Головко, спецтехника направляется на обработку главных городских магистралей – Первую, Вторую и Третью продольную магистрали. Когда уменьшается трафик, машины уходят на расчистку второстепенных дорог. Как правило, в одной дежурной колонне – по 4-5 КДМ; там, где интенсивность транспортного потока не столь велика, достаточно 1-2 машин. Поскольку Волгоград – город всё же южный, длинные снежные зимы для нас редкость, однако, вспоминают дорожники, бывали дни, когда для ликвидации снежных заносов на дорогах приходилось выводить одномоментно все машины.
– Процесс этот отлажен, сбоев не бывает, проблемы доставляют в основном транзитные большегрузы, которые передвигаются на «лысой» резине, – признаётся глава департамента. – Именно они зачастую становятся причиной транспортных коллапсов. Встанет такая фура где-нибудь на подъёме, и пока до нее доберутся наши дорожники, образуется пробка.
Соль земли
Мы направляемся на другую локацию – площадку, где заготавливается та самая песко-соляная смесь. Такие площадки созданы практически в каждом районе города. Всё согласно логистике – чтобы ускорить процесс «заправки» КДМ реагентами для оперативной расчистки улиц.
Например, на площадке в Дзержинском района сейчас находится порядка 14 тысяч тонн песок-соляной смеси. Кажущиеся миниатюрными, а на самом деле довольно мощные и юркие бульдозеры постоянно «перелопачивают» огромную, золотого с проседью цвета гору. Так происходит процесс замешивания песко-соляной смеси, которая состоит на 80% из песка, на 20% - из соли. К слову, песок добывается на наших песчаных карьерах, а соль поставляют из Астраханской области.
Чем однороднее будет масса, тем эффективнее она будет показывать себя на проезжей части. Соль растворяет снег, а песок позволяет обеспечивать надёжное сцепление автомобильной резины с асфальтом. При соединении песок-соляной смеси со снегом на дорогах образуется своеобразная кашица, которая потом легко убирается автогрейдерами. По словам Виталия Земцова, такой состав абсолютно безопасен для резины, в отличие, к примеру, от химических реагентов, которые используются в Москве. При этом он успешно ликвидирует наледь и снежные наносы на дорогах.
О необходимости быть готовыми к любым капризам противоречивой волгоградской зимы напомнил руководителям профильных служб губернатор региона Андрей Бочаров.
– По прогнозам Гидрометцентра, погода в регионе может осложниться в связи с частыми переходами температуры через ноль, возможными осадками в виде дождя и снега, туманами. Это потребует дополнительных решений и действий с целью обеспечения надежного и бесперебойного функционирования всех систем жизнедеятельности, особенно в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки, – подчеркнул глава области.
В первую очередь губернатор поручил провести дополнительные проверки готовности транспорта, в том числе общественного, школьного и служебного, к эксплуатации в зимний период, активизировать обеспечение безопасности на дорогах и транспортных объектах и самое главное – проверить работоспособность и готовность дорожной и коммунальной спецтехники к работе в зимних условиях.
Автор: Екатерина Ефиценко