Визитная карточка
Училище № 54 названо одним из лучших по решению социальных проблем в областном конкурсе профессиональных училищ
Профессиональное училище № 54 — единственное в области государственное казенное учреждение, где рядом с ребятами, у которых есть семьи, по специальной целевой программе учатся и сироты, оставшиеся без попечения родителей. Из 250 воспитанников ПУ больше половины — вчерашние детдомовцы. Но группы на сирот и не сирот здесь не делят принципиально. Считают, что так дети крепче дружат и помогают друг другу адаптироваться во взрослой жизни.
Делать все самому
Набор в ПУ осуществляется после 9-го класса. Обучение идет по очень востребованным и полезным профессиям — сварщик, штукатур, маляр, облицовщик-плиточник, повар, кондитер. Из-за того, что воспитанники училища из-за скромного достатка в семьях, а то и отсутствия родителей рано вступают во взрослую жизнь, первостепенная задача для педагогического коллектива — привить им понятие ценности востребованной профессии и образования вообще. Здесь стараются жить одной общей целеустремленной семьей.
Вот уже 8-й год училище возглавляет Сергей Саяпин. Сделав ставку на неравнодушных профессионалов — мастеров и преподавателей, ему многое удалось сделать. Не только улучшилась материально-техническая база, произошли изменения в подходах к преподаванию. Оправдала себя, например, методика совместного преподавания спецдисциплин и общеобразовательных предметов, стал традицией конкурс лучших по профессии. Проходят в училище и предметные недели по всем общеобразовательным дисциплинам.
Здесь работают по принципу: «Каждой профессии — учебная мастерская, каждому предмету — учебный кабинет, лаборатория». В уроки вносятся элементы проблемной ситуации, активизирующие познавательный интерес учащихся. Не так давно благодаря областной программе здесь приобрели полуавтоматический аппарат и другое необходимое для газовой сварки оборудование. Теперь профессия сварщика в училище прошла лицензирование, ее преподавание соответствует всем стандартам. А в 2005 г. мастерская сварки представляла собой плачевное зрелище. Мастера-энтузиасты Владимир Ким и Алексей Рябцев буквально с нуля восстановили все своими руками.
Реанимировали и слесарную, штукатурную мастерские. В условиях рыночных отношений здесь стараются жить по принципу «Делай все сам». Этому же наставники учат и воспитанников. Столовую и спортивный зал в главном корпусе отремонтировали сами. В общежитии, где проживают 180 учащихся, ребята вместе с опытными воспитателями и мастерами решают многие хозяйственные проблемы. Будущие строители и отделочники во время производственной практики по взаимовыгодной договоренности помогают и в ремонте других учебных заведений города. В прошлом году, например, была оказана помощь в ремонте внутренних помещений Волгоградского медколледжа.
Профессия вместе с аттестатом
Второй год в училище осваивают актуальный эксперимент. В связи с введением государственной итоговой аттестации многие дети остаются без аттестата об общем образовании. И не всегда только отсутствие старания со стороны ребят тому виной, особенно если речь идет о подростках, находящихся в трудной жизненной ситуации.
— Мы не ставим под сомнение саму процедуру государственной аттестации, но в новых условиях посчитали своим долгом помочь детям, — рассказывает директор училища Сергей Саяпин. — Детей, не сдавших ГИА, набираем в отдельную группу и обучаем профессии по всем необходимым стандартам. А параллельно они посещают вечернюю школу № 17 Краснооктябрьского района, с которой у нас заключено соответствующее соглашение. Кроме того, эти дети проживают в нашем общежитии, и воспитатели всегда могут их проконтролировать. Такая совместная работа уже принесла хорошие результаты. В прошлом учебном году из 18 человек названной группы 12 смогли сдать ГИА и получить аттестат об общем образовании. А вместе с этими документами им были вручены и корочки о получении профессии.
Особый подход
Есть в училище и несколько групп особых детей, нуждающихся в коррекции 8-го вида. Подход к преподаванию материала таким учащимся имеет особенности, которые педагоги с успехом освоили. Зато и результат обнадеживает — при правильной организации работы эти ребята умеют и даже любят работать.
— Кроме того, это дети, которые не имеют статуса инвалида, и по достижении 18 лет, если не имеют профессии, остаются просто без средств к существованию. Вот почему особенно важно не только научить их зарабатывать себе на жизнь, но и максимально социализировать в обществе, — считает директор училища.
Правда, Сергей Петрович подчеркнул, что врачи, выставляя подобный диагноз, не всегда оказываются правы. Когда имеешь дело с ребятами из трудных семей и сиротами, очень часто наблюдается тривиальная педагогическая запущенность. Преподаватели и мастера училища нередко оказываются для этих ребят учителями не только по профессии, но и по жизни.
Кстати, Сергей Саяпин был одним из инициаторов принятия на областном уровне решения о том, чтобы жилье сиротам давали на условиях, что пять лет они не могут его продать.
— К сожалению, из-за отсутствия семьи эти дети формируются очень поздно и не без проблем социализируются во взрослой жизни. Поэтому защитить их интересы и поставить жесткий заслон мошенникам, оставлявших сирот буквально на улице, было крайне важно, — считает Сергей Петрович.
Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.
Фото Виктора ЯШУКОВА.