Централизация власти Романом Гребенниковым сделала городское хозяйство Волгограда плохо управляемым.
Городское хозяйство Волгограда последние три года находится в не самом лучшем состоянии. Этот факт сегодня констатируют и чиновники, и независимые эксперты. Многие МУПы на грани банкротства, непрофессиональные управленцы – все это досталось в наследство новой команде городской администрации как следствие того стиля управления, который без малого четыре года самозабвенно культивировал теперь уже отставной мэр Роман Гребенников.
Концентрация власти в собственных руках, пожалуй, стала одним из стержней управленческой модели Романа Гребенникова с момента вступления в должность мэра в мае 2007 года. С приходом нового градоначальника началась капитальная перетряска кадров. Этот процесс, впрочем, является традиционным при смене власти, но Гребенников формировал свою команду не по принципу профессионализма, а по степени лояльности: чем более преданным мэру являлся человек, тем на более высокую должность мог рассчитывать. Нередко новоиспеченные назначенцы не имели ни достаточного опыта, ни профессиональных навыков для работы в вверенном им направлении. Закономерно, что команда мэрии достаточно быстро стала предметом для изучения надзорными органами с последующим вынесением представлений в адрес мэра. В итоге за заместителями Гребенникова были замечены нарушения норм закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», несоответствие возраста и образования занимаемым должностям и даже признаки уголовно наказуемых деяний. Результатом становились либо «добровольные» отставки, либо формальное устранение нарушений. Но город от этого не выигрывал: на место одних приближенных приходили другие, без оглядки на профессиональные качества и опыт работы.
Доходило до абсурда: в 2008 году Волгоград остался без денег и без дорог из-за того, что в мэрии не смогли грамотно оформить документы на выделение федеральных субсидий под строительство дорожной сети. Чуть позже суды Волгограда начали в массовом порядке заваливаться исками от строителей, владельцев ЖСК, коммунальщиков, энергетиков, дорожников, несогласных с действиями мэрии. Судьи и специалисты ФАС вынуждены были признавать недействительными аукционы, устраиваемые городской администрацией. В этих тяжбах терялось не только время, но и бюджетные средства. Только от «заваленного» тендера на аренду коммунального хозяйства города ущерб казне составил около 1 млрд. рублей. И перечислять последствия вымывания профессиональных кадров можно достаточно долго, но гораздо важнее понять мотивацию поведения Гребенникова при выборе кадров.
- Во время нахождения Романа Гребенникова у власти с давлением с его стороны
сталкивались не только чиновники, но и практически все депутаты Волгоградской городской думы, которые критиковали деятельность исполнительной власти, - отмечает депутат Волгоградской городской думы Федор Литвиненко. - Если этот смельчак был работником бюджетной сферы, давление оказывалось напрямую, вплоть до увольнения, если нет – «профилактические» беседы проводились с руководителями школ, детсадов, поликлиник и других учреждений, расположенных на округе «инакомыслящего» депутата. Им просто запрещали взаимодействовать с народными избранниками. Под угрозой увольнения приказы городской власти исполнялись, но из-за такого заламывания рук люди и начинают тихо ненавидеть чиновников.
Логично предположить, что во всем этом кадрозачистительном процессе мэром двигало не стремление сделать город лучше, а, в первую очередь, желание полностью контролировать власть: единолично и безраздельно. При любом раскладе у глав районов, руководителей департаментов, председателей комитетов, а так же начальников управлений и отделов не было права принимать решения самостоятельно даже по мелочам, каждый шаг должен был согласовываться лично с Романом Гребенниковым. Лучшей иллюстрацией этого процесса являлись живые очереди, с утра до вчера простаивающие у дверей первой приемной мэрии. За согласованием каждого шага к Гребенникову шли и вице-мэры, и чиновники более низкого ранга, чуть ли ни ежевечерне в первой приемной отмечалось немалое количество и депутатов Волгоградской городской думы. Впрочем, в первые пару лет градоначальник с потоком посетителей справлялся, но затем фактически дал ранний старт собственной предвыборной компании и стал все больше времени уделять объездам, встречам и приемам в ущерб работе с аппаратом администрации. Как свидетельствуют сами городские чиновники, в последний год работы в должности мэра у Романа Гребенникова было до пяти пиар-акций в день. В кабинете его можно было застать либо рано утром, либо поздно вечером, следовательно, работа структурных подразделений простаивала до тех пор, пока мэр не найдет «окно» в своем плотном графике.
Такая централизация, дополненная массовыми сокращениями в администрациях районов, привела к тому, что по завершении пребывания Романа Гребенникова в должности мэра, городское хозяйство оказалось по сути слабо управляемым, а самое страшное – абсолютно дезориентированным , без понимания своей даже ближайшей перспективы развития, что, по мнению специалистов, на годы отодвинуло перспективу эффективного развития городского хозяйства и роста благосостояния волгоградцев.
- Критика выстраиваемой системы управления городом высказывалась мной на протяжении всего срока нахождения Романа Гребенникова в должности мэра, - заявил корреспонденту «Городских вестей» генеральный директор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. - И то, что происходит сейчас с городским хозяйством Волгограда – лучшее подтверждение тому, что данная критика была верной. Централизация власти обернулась крахом по многим направлениям. Но главной ошибкой, на мой взгляд, стало то, что, меняя команду мэрии, Роман Гребенников сменил управленческий аппарат, который выстраивался до него годами. Появление в этой структуре случайных людей и стало отправной точкой недееспособности всей системы управления городом и ее закономерного краха.