Эксперты о дистанционном голосовании на выборах: «Прогресс невозможно остановить»
Право контролировать за процессом предлагается дать партиям, кандидатам и избирателям.
В Государственную думу РФ еще в середине декабря 2021 года был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В ближайшее время по нему предстоит второе чтение. Депутатами ГД будут учтены предложения общественности и политический партий. К слову сказать, базово законопроект уже поддержали представители «Единой России», Партии Пенсионеров, ЛДПР, а также партий «Новые люди», «Зелёные», «Зелёная альтернатива», «Гражданская платформа», «Родина» и Партия прямой демократии.
Своим мнением о законодательной инициативе поделились в том числе и эксперты. Так, например, заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член Правления РАПН, эксперт НОМ Владимир Шаповалов убежден, что в проекте закона необходимо закрепить возможность политических партий, кандидатов, а также избирателей участвовать в контроле за чистотой проведения ДЭГ.
— Такие гарантии будут напрямую способствовать обеспечению легитимности проходящих выборов, — заявляет Владимир Шаповалов. — Благодаря ДЭГ происходит расширение участия избирателей в выборах, реализация их активного избирательного права, то есть, по сути, речь идёт о том, что дистанционное электронное голосование позволяет дать гражданам, у которых нет возможности прийти на избирательный участок, возможность участвовать в выборах. Я сам лично на последних выборах голосовал дистанционно, и все члены моей семьи.
Прогресс невозможно остановить, он будет идти, хотим это мы или не хотим. И очевидно, что через несколько десятков лет это станет основной формой голосования. И то, что Российская Федерация в настоящий момент действует очень осторожно, «степ бай степ», это доказывает, собственно, ту основательность, с которой мы подходим к внедрению ДЭГ. Всем участникам избирательного процесса, прежде всего партиям и кандидатам, нужно заранее подготовиться к этому и привлекать специалистов, технически подкованных людей, которые могут выполнять функции наблюдения.
Григорий Зданович, эксперт НОМ, преподаватель кафедры юридических дисциплин АНПОО "Академический колледж" напоминает, что в сентябре 2021 года выборы с использованием дистанционных цифровых технологий прошли в семи регионах России с явкой более 93% (проголосовали около 2,5 миллионов избирателей).
— Практика пилотного применения ДЭГ показывает, что технологически система защищена и позволяет обеспечить общественный контроль, включая онлайн-контроль со стороны группы IT-экспертов, — говорит Григорий Зданович. — Показательна модель «цифрового сейф-пакета», продемонстрированная на площадке Общественной палаты России, когда открыто в трехдневный период в присутствии СМИ и представителей общественности специалистами фиксировался и проверялся на предмет изменений полный объем данных блокчейна. Это позволяло наглядно убедиться, что фальсификаций не было. Законопроектом юридически корректно распределены полномочия и ответственность по организации дистанционного электронного голосования на всех уровнях публичной власти. Вместе с тем предусмотрено, что ДЭГ проводится с использованием ГАС «Выборы» и только сертифицированных информационных систем, к которым предъявляются единые требования ЦИК России.
Эксперт НОМ подчёркивает, что важнейшим единым сертификационным требованием к информационным системам для всех регионов и выборов всех уровней должно стать условие полной киберзащиты процедур идентификации, аутентификации, подтверждения личности избирателей и анонимизации результатов волеизъявления.
— Мы предлагаем Государственной Думе РФ учесть во втором чтении закона наши предложения, которые позволят осуществлять общественный контроль за ДЭГ на таком же уровне, как на избирательных участках, — комментирует руководитель Координационного совета при ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев. — В связи с этим мы предлагаем субъектам общественного контроля, партиям и кандидатам предоставить право направления наблюдателей в комиссии, которые будут реализовывать дистанционное электронное голосование.