16+
Здоровье

И лечить, и учить. Пациент ждёт, что врач научит его жить с заболеванием

13:51, 10 фото

Новое поколение медиков будет не только лечить и диагностировать, а полноценно управлять нашим здоровьем.

Конечно, при условии полной комплаентности пациента. Проект «Школа главного врача», который ЦНИИОИЗ Минздрава России реализует в регионах, задает новые установки во взаимодействии с пациентом. О том, как меняются модели обучения для медицинских специалистов и какие компетенции станут определяющими в ближайшее время, рассказал Андрей Зуб, к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования Волгоградского государственного медицинского университета.

Фото: ВолгГМУ

- Андрей Владимирович, есть ли у вас ощущение, что что-то меняется в системе подготовки кадров для здравоохранения? Как вы думаете, будут ли пересматриваться традиционные клинические дисциплины в медвузах с учетом этих изменений и трендов?

- Да, сегодня это все отчетливее ощущается. Знания врача в разных областях медицины за последние годы шагнули далеко вперед. Поэтому пересмотр и дополнение программ неизбежно. Думаю, что очень скоро преподавать в вузах мы будем в основном практику – для того, чтобы как можно раньше начать формировать у молодого специалиста клиническое мышление. Во многом это еще и ответственность преподавателей на кафедрах, задача которых, - привить будущему врачу стремление к самостоятельной прикладной работе.

Фото: ВолгГМУ

- Как это отразится на компетенциях и функционале врачей разных профилей?

Думаю, функционал медицинских специальностей будет меняться в сторону универсальности, междисциплинарности и расширения компетенций. Новые вызовы - нарастающая тревога в мире, избыток информации и технологий приводит к психологическим и психосоматическим расстройствам у людей. Увеличивается спектр таких диагнозов. Думаю, эта группа заболеваний в ближайшем будущем может стать даже более распространенной, чем инфекционные или сердечно-сосудистые.

- Если спектр компетенций врача расширяется, то можно ли говорить о том, что в будущем врач будет не просто лечить и диагностировать заболевание, а полноценно управлять здоровьем пациента?

Честно скажу, мне не близка идея перекладывания ответственности со стороны пациентов на врачей. Я за равноправие в принятии решений, касающихся здоровья человека, и в разделении этой ответственности. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что врач – это прежде всего компетентный источник ценных знаний, он может надлежащим образом проинформировать, назначить терапию, скорректировать поведение пациента и помочь определить рамки здорового образа жизни. Зона ответственности врача – отслеживать комплаентность пациента и следовать нарративам, которых придерживается система здравоохранения.

- Будет ли это способствовать повышению качества врачебной практики и удовлетворенности пациентов медпомощью?

- Дело в том, что ожидание пациента сегодня меняется. Он ждет, что врач не просто устранит симптомы, но и научит его жить с заболеванием. Именно поэтому в последнее время все больше людей обращаются за помощью к таким специалистам, как консультанты по сну, психологи, нутрициологи, специалисты по грудному вскармливанию и др. Мы понимаем, что это социальный аспект и актуальный запрос. Поэтому можно предположить, что в будущем будут востребованы специальности на стыке многих медицинских дисциплин и, конечно, это скажется на качестве медицинской помощи в положительную сторону.

Фото: ВолгГМУ

- Нужно ли пересматривать программы подготовки будущих врачей в вузах с учетом фокуса на профилактику заболеваний и медицину долголетия?

- Я считаю это целесообразным. Во многих развитых странах профилактикой и информированием людей о ведении здорового образа жизни занимаются специально обученные консультанты по долголетию, спектр направлений работы которых очень широк и охватывает медицину, рекомендации по питанию, физическую активность, психологическую поддержку и пр. Они помогают пациентам сохранять высокое качество жизни вплоть до глубокой старости. Мы должны и у себя развивать эту модель.

Врач определяет вектор профилактики, а основную регулярную работу с населением ведут консультанты - специалисты со средним профессиональным образованием. Они могут консультировать пациентов в простых, но в тоже время требующих глубокой и проработанной коммуникации вопросах в области активного долголетия.

- Есть ли сегодня тренд на усиление этических и психологических аспектов, коммуникации в системе профессиональной подготовки врачей?

- Безусловно, есть! Например, в нашем вузе внедрен обучающий цикл по коммуникации с пациентом для клинических ординаторов. На первый взгляд кажется, что отведенные на врачебный прием 12–20 минут – это очень мало, и за это время невозможно использовать никакие коммуникационные техники в разговоре с пациентом. Но настоящая задача профессиональной эффективной коммуникации как раз в том, чтобы следовать четкой структуре беседы, позволяющей не пропустить важное, нивелировать несущественное и уложиться в отведенное время. Будущее именно за такой коммуникацией. И этому нужно учиться, в том числе и врачу.

Фото: ВолгГМУ

- Андрей Владимирович, теперь предлагаю поговорить о постдипломном образовании. Недавно на базе Волгоградского медицинского университета завершилось обучение уже второго набора проекта «Школа главного врача: регион», который реализует Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения при поддержке Минздрава России. Как вы оцениваете старт проекта и какие итоги можно подвести сегодня?

- Выпускники второго набора «Школы главного врача» действительно уже получили документы о повышении квалификации, после месяца учебы. Программу осваивали руководители медорганизаций не только Волгоградской области, но и Ставропольского края. Слушатели знакомились с системой оказания онкопомощи, организацией стационарной и первичной помощи на базе ведущих клинических центров и больниц региона. Обучение велось по индивидуальным модулям и абсолютно разным направлениям организации здравоохранения. С глубоким погружением в бизнес-процессы и отработкой навыков. Но не только этим ценен проект.

Дело в том, что на местах сегодня стараются выстраивать собственную отраслевую систему подготовки кадров и использовать весь образовательный и научный потенциал медвузов в интересах здравоохранения конкретного региона. В этом смысле проект «Школа главного врача» очень своевременен. Он помогает руководителю или будущему руководителю медицинской организации вникнуть в специфику, познакомиться с инструментами, перенимать и масштабировать лучшие наработки и модели.

Фото: ВолгГМУ
Фото: ВолгГМУ

- Как цифровизация влияет на процесс обучения и сертификации медицинских специалистов?

- Она сильно упрощает работу и слушателям, и преподавателям. Новые технологии сегодня пополняют арсенал инструментов и методик обучения. Например, виртуальные или симуляционные тренажеры позволяют воссоздать конкретную ситуацию, обстановку и хорошо тренируют навык. Ведь известный факт - быстрее учится тот, кто делает, а не тот, кто читает или зубрит теорию.

В рутинной практике главного врача цифровые сервисы являются дополнительными инструментами контроля за лечебным процессом и в целом расширяют возможности по управлению медицинской организацией. Но в то же время нам нужно здраво и рационально подходить к этим вновь открывшимся возможностям. Цифра не должна заменять живую коммуникацию врача с врачом или пациентом ни в коем случае.

- Какие инновационные методы и технологии использует ВолГМУ в обучении в рамках проекта «Школа главного врача»?

- Активно используем симуляционные технологии, электронное обучение, сочетаем индивидуальные образовательные траектории с новыми научными дисциплинами и практиками по коммуникациям и командообразованию, отрабатываем техники ведения переговоров и разрешения конфликтов. Все это очень востребованные элементы образовательных программ для управленцев в здравоохранении.

Фото: ВолгГМУ

- Меняются ли сегодня требования к преподаванию медицинских дисциплин, к доведению информации до слушателей?

- У преподавателя должны меняться собственные подходы к обучению, потому как мы имеем дело с новым поколением молодых медиков, они — другие, у них сформирован свой опыт получения информации и знаний, они умеют добывать эту информацию и прекрасно ориентированы в бесконечном потоке визуального воздействия на них. Если мы, преподаватели, не поймали их внимание, не убедили в актуальности и применимости этих знаний — не будет отклика и все будет бесполезно.

- Какое значение приобретает проектная работа и решение практических кейсов в обучении врачей?

- Практикоориентированный подход - это самая оптимальная на сегодня модель обучения. Она давно применяется во многих странах: когда лекция или занятие начинается с реального клинического случая пациента, и по ходу этого разбора врач изучает или повторяет теорию. Такой модифицированный подход через проблему и на конкретных примерах учит специалиста извлекать и применять свои знания. Это очень мотивирует и превращает процесс обучения в настоящий профессиональный вызов.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Автор: Наталия Гладкая
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

19:30, Происшествия

Пять человек пострадали в ДТП на трассе в Волгоградской области

19:10, Происшествия

За неделю в водоемах Волгоградской области утонули трое

18:57, Общество

В Волгоградской области проходит операция «Звезда Каспия – 2025»

18:45, Здоровье

Врач Коновалова рассказала волгоградцам о хронической ишемии головного мозга

18:20, ЖКХ

В трех районах Волгограда 23 июля отключат электричество

17:57, Необычное

Экстравагантно оголенные женщины возмущают жителей Волгограда

17:54, Здоровье

Чудо-операция: в Волгограде спасли 36-летнюю женщину с острым инсультом

17:38, Криминал

Романтический разбой: в Волгограде задержали грабителей с кастетом

17:18, Происшествия

Иномарка сбила подростка в Волгограде

17:12, Криминал

Гвоздодер вместо аргументов: волгоградец отправится в колонию за удар по голове

16:49, Общество

Правило 4 МРОТ: как волгоградским семьям получить единое пособие

16:48, Криминал

В Волгоградской области мужчина с особой жестокостью избил свою возлюбленную

16:37, Общество

В Волгоградской области женщина попала в штат гостиницы только через суд

16:27, Транспорт

В аэропорту Волгограда напустили искусственного тумана

16:18, Общество

В Волгоградском регионе экологи подвели итоги операции «Чистые берега»

16:16, Экономика

Мобильный интернет в России стал быстрее на 12%

15:56, Образование

Волгоградец стал одним из лучших учителей физкультуры в России

15:51, Транспорт

Ж/д переезд закроют под Волгоградом

15:39, Общество

На юге Волгограда состоится главный звуковой ивент лета

15:26, Происшествия

Волгоградец не оплатил чек на 3 млн рублей

Календарь