Новое поколение медиков будет не только лечить и диагностировать, а полноценно управлять нашим здоровьем.
Конечно, при условии полной комплаентности пациента. Проект «Школа главного врача», который ЦНИИОИЗ Минздрава России реализует в регионах, задает новые установки во взаимодействии с пациентом. О том, как меняются модели обучения для медицинских специалистов и какие компетенции станут определяющими в ближайшее время, рассказал Андрей Зуб, к.м.н., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного медицинского и фармацевтического образования Волгоградского государственного медицинского университета.

- Андрей Владимирович, есть ли у вас ощущение, что что-то меняется в системе подготовки кадров для здравоохранения? Как вы думаете, будут ли пересматриваться традиционные клинические дисциплины в медвузах с учетом этих изменений и трендов?
- Да, сегодня это все отчетливее ощущается. Знания врача в разных областях медицины за последние годы шагнули далеко вперед. Поэтому пересмотр и дополнение программ неизбежно. Думаю, что очень скоро преподавать в вузах мы будем в основном практику – для того, чтобы как можно раньше начать формировать у молодого специалиста клиническое мышление. Во многом это еще и ответственность преподавателей на кафедрах, задача которых, - привить будущему врачу стремление к самостоятельной прикладной работе.

- Как это отразится на компетенциях и функционале врачей разных профилей?
Думаю, функционал медицинских специальностей будет меняться в сторону универсальности, междисциплинарности и расширения компетенций. Новые вызовы - нарастающая тревога в мире, избыток информации и технологий приводит к психологическим и психосоматическим расстройствам у людей. Увеличивается спектр таких диагнозов. Думаю, эта группа заболеваний в ближайшем будущем может стать даже более распространенной, чем инфекционные или сердечно-сосудистые.
- Если спектр компетенций врача расширяется, то можно ли говорить о том, что в будущем врач будет не просто лечить и диагностировать заболевание, а полноценно управлять здоровьем пациента?
Честно скажу, мне не близка идея перекладывания ответственности со стороны пациентов на врачей. Я за равноправие в принятии решений, касающихся здоровья человека, и в разделении этой ответственности. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что врач – это прежде всего компетентный источник ценных знаний, он может надлежащим образом проинформировать, назначить терапию, скорректировать поведение пациента и помочь определить рамки здорового образа жизни. Зона ответственности врача – отслеживать комплаентность пациента и следовать нарративам, которых придерживается система здравоохранения.
- Будет ли это способствовать повышению качества врачебной практики и удовлетворенности пациентов медпомощью?
- Дело в том, что ожидание пациента сегодня меняется. Он ждет, что врач не просто устранит симптомы, но и научит его жить с заболеванием. Именно поэтому в последнее время все больше людей обращаются за помощью к таким специалистам, как консультанты по сну, психологи, нутрициологи, специалисты по грудному вскармливанию и др. Мы понимаем, что это социальный аспект и актуальный запрос. Поэтому можно предположить, что в будущем будут востребованы специальности на стыке многих медицинских дисциплин и, конечно, это скажется на качестве медицинской помощи в положительную сторону.


- Нужно ли пересматривать программы подготовки будущих врачей в вузах с учетом фокуса на профилактику заболеваний и медицину долголетия?
- Я считаю это целесообразным. Во многих развитых странах профилактикой и информированием людей о ведении здорового образа жизни занимаются специально обученные консультанты по долголетию, спектр направлений работы которых очень широк и охватывает медицину, рекомендации по питанию, физическую активность, психологическую поддержку и пр. Они помогают пациентам сохранять высокое качество жизни вплоть до глубокой старости. Мы должны и у себя развивать эту модель.
Врач определяет вектор профилактики, а основную регулярную работу с населением ведут консультанты - специалисты со средним профессиональным образованием. Они могут консультировать пациентов в простых, но в тоже время требующих глубокой и проработанной коммуникации вопросах в области активного долголетия.
- Есть ли сегодня тренд на усиление этических и психологических аспектов, коммуникации в системе профессиональной подготовки врачей?
- Безусловно, есть! Например, в нашем вузе внедрен обучающий цикл по коммуникации с пациентом для клинических ординаторов. На первый взгляд кажется, что отведенные на врачебный прием 12–20 минут – это очень мало, и за это время невозможно использовать никакие коммуникационные техники в разговоре с пациентом. Но настоящая задача профессиональной эффективной коммуникации как раз в том, чтобы следовать четкой структуре беседы, позволяющей не пропустить важное, нивелировать несущественное и уложиться в отведенное время. Будущее именно за такой коммуникацией. И этому нужно учиться, в том числе и врачу.

- Андрей Владимирович, теперь предлагаю поговорить о постдипломном образовании. Недавно на базе Волгоградского медицинского университета завершилось обучение уже второго набора проекта «Школа главного врача: регион», который реализует Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения при поддержке Минздрава России. Как вы оцениваете старт проекта и какие итоги можно подвести сегодня?
- Выпускники второго набора «Школы главного врача» действительно уже получили документы о повышении квалификации, после месяца учебы. Программу осваивали руководители медорганизаций не только Волгоградской области, но и Ставропольского края. Слушатели знакомились с системой оказания онкопомощи, организацией стационарной и первичной помощи на базе ведущих клинических центров и больниц региона. Обучение велось по индивидуальным модулям и абсолютно разным направлениям организации здравоохранения. С глубоким погружением в бизнес-процессы и отработкой навыков. Но не только этим ценен проект.
Дело в том, что на местах сегодня стараются выстраивать собственную отраслевую систему подготовки кадров и использовать весь образовательный и научный потенциал медвузов в интересах здравоохранения конкретного региона. В этом смысле проект «Школа главного врача» очень своевременен. Он помогает руководителю или будущему руководителю медицинской организации вникнуть в специфику, познакомиться с инструментами, перенимать и масштабировать лучшие наработки и модели.


- Как цифровизация влияет на процесс обучения и сертификации медицинских специалистов?
- Она сильно упрощает работу и слушателям, и преподавателям. Новые технологии сегодня пополняют арсенал инструментов и методик обучения. Например, виртуальные или симуляционные тренажеры позволяют воссоздать конкретную ситуацию, обстановку и хорошо тренируют навык. Ведь известный факт - быстрее учится тот, кто делает, а не тот, кто читает или зубрит теорию.
В рутинной практике главного врача цифровые сервисы являются дополнительными инструментами контроля за лечебным процессом и в целом расширяют возможности по управлению медицинской организацией. Но в то же время нам нужно здраво и рационально подходить к этим вновь открывшимся возможностям. Цифра не должна заменять живую коммуникацию врача с врачом или пациентом ни в коем случае.
- Какие инновационные методы и технологии использует ВолГМУ в обучении в рамках проекта «Школа главного врача»?
- Активно используем симуляционные технологии, электронное обучение, сочетаем индивидуальные образовательные траектории с новыми научными дисциплинами и практиками по коммуникациям и командообразованию, отрабатываем техники ведения переговоров и разрешения конфликтов. Все это очень востребованные элементы образовательных программ для управленцев в здравоохранении.



- Меняются ли сегодня требования к преподаванию медицинских дисциплин, к доведению информации до слушателей?
- У преподавателя должны меняться собственные подходы к обучению, потому как мы имеем дело с новым поколением молодых медиков, они — другие, у них сформирован свой опыт получения информации и знаний, они умеют добывать эту информацию и прекрасно ориентированы в бесконечном потоке визуального воздействия на них. Если мы, преподаватели, не поймали их внимание, не убедили в актуальности и применимости этих знаний — не будет отклика и все будет бесполезно.
- Какое значение приобретает проектная работа и решение практических кейсов в обучении врачей?
- Практикоориентированный подход - это самая оптимальная на сегодня модель обучения. Она давно применяется во многих странах: когда лекция или занятие начинается с реального клинического случая пациента, и по ходу этого разбора врач изучает или повторяет теорию. Такой модифицированный подход через проблему и на конкретных примерах учит специалиста извлекать и применять свои знания. Это очень мотивирует и превращает процесс обучения в настоящий профессиональный вызов.