Незнакомка без прошлого: в музее Машкова живет «Неизвестная в черном платье»
Работу именитого российского портретиста передали волгоградскому музею, когда он только-только открылся.
Легкий оранжевый веер в руках, черное бархатное платье с изящными бантами, розами на груди и глубокие голубые глаза. Так художник Константин Маковский написал «Портрет неизвестной в черном платье».
Статная женщина с идеальной осанкой восседает на бархатном кресле. Строгость видна во всем – утонченном наряде, слегка напряженных руках и прическе, из которой не выбивается ни один волосок. Ощущение бесконечной роскоши дополняют золотые кисти на кресле и дорогой старинный гобелен. Но что чувствует сама незнакомка? В ее глазах нет и тени радости, а на губах и намека на улыбку. Кто она и какова ее история? На этот вопрос нет ответа. Не осталось информации даже о ее имени.
Картина родилась в 1885 году. В тот момент Маковский был самым популярным художником-портретистом России. Кто только ни появлялся на его холстах! Но особенно мастер кисти любил писать женщин, мягко говоря, с незаурядной внешностью. Художник при жизни много раз говорил, что «лучшие красавицы наперебой позировали мне...».
Автор работал и в других жанрах. Он изображал и крестьянский быт, и образы деревенских детей. Но славу ему принесли именно женские портреты. Маковский писал их стремительно и безошибочно. Мастерство дало ему все: звание профессора, академика, бесконечные награды. Его даже приглашали писать для США. За океан Маковского приглашал первый президент Штатов Теодор Рузвельт.
До середины прошлого столетия «Портрет неизвестной в черном платье» находился в столице в запасниках Государственной Третьяковской галереи. Но в 1960-м картину решили передать в другой музей, который вот-вот открывался. Ее привезли в музей Машкова, сообщают «Городские вести». Тогда ему было всего три месяца. С того момента статная женщина в черном бархатном платье «живет» в музее Машкова в Волгограде, украшая его коллекцию.
Виктория Чернова