Приволжская детская железная дорога
Для многих туристов, приезжающих в Волгоград, в диковинку детская железная дорога, которая по праву может считаться еще одной достопримечательностью.
Изначально она была построена еще в 1948 году в Сталинграде – ее открыли за неделю до третьей годовщины Дня Победы. Тогда ее протяженность составляла целых 3,15 км – от станции Пионерка (рядом с нынешним памятником «Гаситель») до станции Родимцево (у Мамаева кургана). Весь путь пролегал вдоль Волги.
Материалы и оборудование для строительства дороги привезли из Германии, и первое время ширина рельс составляла всего 60 см, тогда как советский стандарт для железных дорог равнялся 75 см. Приходилось использовать трофейные паровозы и вагоны, поскольку изготавливать для этого новый подвижной состав было нецелесообразно. Правда, в 1960 году рельсы все-таки заменили в соответствии со стандартом СССР, а заодно обновили и вагоны.
Серьезная реконструкция ждала детскую железную дорогу в 1979 году. Тогда ее перенесли вглубь поймы реки Царица и полностью изменили маршрут. Теперь длина дороги сократилась до 1,2 км, но зато она включала 3 станции («Площадь Чекистов», «Пионерская» и «Гаситель»). Плюс появились три новых паровоза и шесть вагонов.
В 90-е годы некогда популярное место стало приходить в упадок – у депо появился частный владелец, который не стремился развивать объект в туристических целях и использовал его не по назначению.
Лишь в «нулевых» дело снова постепенно пошло на лад, но только в последние несколько лет железная дорога действительно серьезно преобразилась после масштабной реконструкции в 2017 году. Маршрут увеличился до 1,8 км, а состав отправляется по расписанию, которое отображается на электронном табло. Кроме того, в здании депо появился музей истории детской железной дороги.
Сегодня она открыта для посещения с 1 мая по 31 октября каждый день, кроме понедельника. А с октября по апрель здесь работает школа для тех ребят, кто в будущем планирует связать свою жизнь с железнодорожной профессией.