Минэнерго предлагает сохранить бензин Аи-92, но ограничить количество присадок, используемых для повышения октанового числа бензина.
Ведомство признало, что реализация этих требований может нанести больший вред экологии, чем отмена этого запрета. Стоить такое топливо будет дороже, но экологичней не станет. Минэнерго предлагает отменить требование техрегламента о прекращении использования Аи-92 с 2012 года. Ведомство уже готовит обоснование для изменений в техрегламент.
Как известно, основную часть автомобилистов, потребляющих Аи-92, составляют люди со средним достатком или малообеспеченные люди, и отказ от производства этого вида топлива может привести к значительным социальным проблемам.
— Согласно данным Росстата, основной объем произведенного в России автомобильного бензина за прошедшие месяцы 2010 года – марки АИ-92 (71,78% от общего объема), — комментирует ИА «Городские вести» управляющий фондом «Финам Нефтегаз» (УК «Финам Менеджмент») Роман Беседовский. – Примерно в сопоставимых объемах в стране производятся бензины марок А-80 и АИ-95 – 13,95% и 14,275% от общего объема соответственно. Минимальны объемы производства топлива марки АИ-98, составляя всего 0,59% от общего производства. Эта статистика по объемам производства во многом отражает общую ситуацию с потреблением бензина в России, хотя и не учитывает объемов экспорта-импорта бензинов. Но в любом случае, их доля оценивается как незначительная на фоне объемов производства в РФ.
В 2009 году нефтеперерабатывающие компании просили продлить срок выпуска бензина Аи-92, поскольку полное замещение этого бензина 95-ым уже через два года приведет к его значительному удорожанию и снижению объемов производства, в то время как автомобильный парк существенно не изменится.
— Объемы потребления тех или иных автомобильных бензинов определяется состоянием отечественного парка автомобилей, - отмечает Роман Беседовский. — Так, доля потребления топлива АИ-95 и АИ-98 ежегодно растет – по мере увеличения в российском, в том числе и в волгоградском автопарке доли автомобилей иностранного производства с современными бензиновыми двигателями, что происходит в т.ч. благодаря бурному росту автокредитования в последние годы. В то же время, высокая доля потребления бензина марки АИ-92 отражает тот факт, что в России по-прежнему высока доля авто отечественного производства и старых иномарок, потребляющих данный вид топлива. Существенного снижения потребления бензина марки А-80 мы не ожидаем – оно преимущественно используется в спецтехнике, наряду с дизельным топливом. В целом, учитывая значительную долю автомобилей, двигатели которых используют АИ-92, вероятность отмены требований техрегламента о запрете данного вида топлива уже в 2012 году мы оцениваем как высокую. С одной стороны, это негативно отразится на стоимости топлива для потребителей ввиду использования присадок, т.к. физически НПЗ могут не «потянуть» производство Аи-95 в необходимом объеме к 2012 году. С другой – использование присадок негативно отразится на экологичности бензинов, что, в свою очередь, лишает логики процесс отмены производства и реализации АИ-92. В связи с этим, скорее всего, действие требований техрегламента об отмене производства Аи-92 будет перенесено на несколько лет.