Волгоград, 17 ноября. Торговля, общественное питание, различные услуги — все то, что традиционно принято называть потребительским рынком, до недавнего времени считалось главной вотчиной малого и среднего бизнеса. Но сегодня все более активную роль здесь играют крупные сетевые игроки — местные, федеральные и даже международные. Так происходит повсеместно, и Волгоград — не исключение. За кем же будущее? Об этом мы говорим с председателем совета регионального отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Виталием САХАРОВЫМ. Сокращенная версия интервью была опубликована в № 129 газеты «Городские вести» 17 ноября 2011 года.
— Виталий Владимирович, что сейчас происходит на потребительском рынке Волгограда?
— На данном этапе идет сокращение доли малого бизнеса за счет экспансии сетей различного формата. Сети — система, пришедшая к нам с Запада, но, переняв систему, мы, к сожалению, не учитываем другие вопросы. К примеру, в большинстве цивилизованных стран крупные дискаунтеры строятся только на окраинах — ведь это магазины, скажем так, недельных закупок. У нас они почему-то строятся в центре города или района, и это дает эффект атомной бомбы: вокруг крупного сетевого магазина малому бизнесу делать уже, по сути, нечего. Нельзя забывать, что большинство сетевиков к тому же зарегистрированы в других регионах — там они и платят основные налоги. А малый бизнес — это люди, которые приносят пользу именно городу и области.
— Неужели нет сегментов, где был бы отмечен рост количества предприятий?
— О заметном увеличении говорить трудно. Разве что в сегменте небольших автомастерских — но не знаю, насколько все они легальны. Тут ведь еще в чем проблема: у нас по-прежнему много административных барьеров, и, когда человек открывает свое дело, он не «заморачивается», а решает проблемы по мере их поступления, что, естественно, дает широкое поле для коррупции.
— Повлияла ли на ситуацию целевая программа по организации самозанятости, помогающая безработным открыть свое дело?
— Сама по себе программа очень хорошая, и комитет по труду и занятости прилагает немало усилий для ее продвижения. Другое дело: ну что такое — 58 тыс. руб. стартового капитала, какой бизнес можно начать с такими деньгами? Это может послужить некоторым дополнительным стимулом, не более. Вопросы нужно решать в комплексе, чтобы максимально облегчить первые шаги начинающего бизнесмена — тем более в такой непростой экономической ситуации, как сейчас.
— На ваш взгляд, волгоградский малый бизнес уже преодолел кризис или последствия его сказываются до сих пор?
— Конечно, сказываются, ведь в экономике все взаимосвязано. С одной стороны, кризис сильнее ударил по крупным игрокам, особенно по тем, кто успел набрать кредитов. Малый бизнес — и тут можно сказать «к счастью» — никогда не был избалован вниманием банков. Но, естественно, были и падение продаж, и банкротство — потому, что ухудшались другие условия: падение спроса, общее снижение уровня жизни. Индивидуальные предприниматели, малый бизнес — это ведь наши соседи, мы покупаем у них какие-то товары, пользуемся услугами. И если у нас упали зарплаты, они сразу это почувствуют: у них станут меньше покупать. Свою роль сыграло и увеличение страховых выплат в 2,4 раза, пришедшееся на этот год. «ОПОРА России» неоднократно выступала с предложением снизить страховые взносы для индивидуальных предпринимателей, даже митинги проводили. Нас вроде бы услышали, но соответствующий закон где-то завис. Кстати, в нем предлагается снижение всего на 4%, что, на мой взгляд, не решит проблему. Между тем есть данные: повышение страховых
взносов сократило количество рабочих мест в малом бизнесе на 30%. Это не означает, что реально было такое сокращение — просто людей вывели за штат, без оформления, без социальных гарантий и пособий.
- Есть ли статистика обращений по отраслям – с какими проблемами, жалобами к вам чаще всего приходят?
- Не сказал бы, что проблемы как-то четко сегментированы. Есть, конечно, какие-то индивидуальные обращения – но с такими и работа индивидуальная, «точечная». А так у всех проблемы общие: страховые взносы, налоги, действия проверяющих каких-то структур, сложности с получением земли под развитие. Бывало, 15лет люди работали, а тут их земля кому-то приглянулась, и ее забирают – но это, опять же, индивидуальный вопрос, а не тенденция.
— Ощущается ли помощь местных властей в решении наиболее насущных проблем: к примеру, по преимущественному праву выкупа арендуемых помещений, по предоставлению земли?
— Увы, возможности муниципалитета невелики, и мы рады тому, что есть понимание по тем вопросам, которые мэрия способна решить. К примеру, создаются территории предпринимательской активности, предоставляются льготы. Это лишь немногое, что по силам муниципалитету. Условия льготного выкупа определялись на уровне региона, и, слава Богу, мэрия Волгограда не создавала излишних препон, помогала всем, чем могла, даже придерживала помещения до момента вступления закона в силу. В других регионах к тому моменту уже и выкупать было нечего…
- Кстати, о других регионах. На ваш взгляд, если рассмотреть опыт наших соседей по Южному федеральному округу, где малому бизнесу живется комфортнее?
- Боюсь, такие сравнения были бы не совсем корректны, особенно, если сравнивать нас с Ростовом и Краснодаром – все-таки это совсем другие территории, которые и развивались по-своему, со своей спецификой. Единственное, что я бы выделил – мощный региональный лоббизм. Мне неоднократно говорили волгоградские предприниматели, что зайти со своим бизнесом в Краснодарский край, в Ростов или на Ставрополье очень сложно - иногородним всеми силами стараются создавать какие-то препоны. У нас отношение к бизнесу свободнее в этом плане – и трудно однозначно сказать, хорошо это, или плохо.
- Какие сегменты потребительского рынка сегодня наиболее благоприятны для открытия своего дела? Что бы вы посоветовали начинающему предпринимателю?
– Прежде всего, нужно изучить все возможные меры государственной поддержки – поверьте, их немало, и они реально работают в нашей области. Что же касается отраслей – это, конечно же, предоставление разнообразных услуг, развитие информационных технологий – то есть то, что не требует больших вложений на начальном этапе. Все остальные сегменты и рынки уже хорошо «утоптаны», конкуренция там будет очень высокой.
— Над какими законодательными предложениями сейчас работает волгоградская «ОПОРА России»?
— Мы по-прежнему ведем тему страховых взносов и будем добиваться их снижения. Решен вопрос по энергомощностям: обуздали аппетиты монополистов, отменили штрафы за непотребленную электроэнергию, будем работать и дальше над повышением прозрачности тарифов. Еще один вопрос: пора законодательно упорядочить деятельность организаций общественного контроля. Если по муниципальному и государственному контролю есть целый закон, где расписано все, вплоть до графика проверок, то общественные организации могут проводить проверки хоть каждый день — и не все корректно этим пользуются. Решаем вопрос с транспортным налогом, чтобы включить его в цену на бензин, — это более справедливо и логично. У нас по некоторым тарифам этот налог соизмерим с Москвой, во многих соседних регионах он ниже. И если человек, работающий в сфере грузоперевозок, живет где-то на границе с Ростовской областью, ему выгоднее там зарегистрировать машину – а наш регион, соответственно, теряет в налоговых поступлениях. Словом, все проблемы, которые до нас доносят предприниматели, мы обсуждаем, пытаемся решить, доводим до представителей власти. И главное — нас слышат.