Каким образом в данной ситуации может быть произведена совместная закупка товаров, в отношении которых заказчик должен предоставлять преимущества организациям инвалидов и в отношении которых предоставлять преимущества он не должен?
Отвечают эксперты службы Правового Консалтинга
компании «Гарант» Верхова Надежда и Серков Аркадий.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в ч. 3 данной статьи. Согласно последней норме при определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, кроме случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в порядке, установленном Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее — Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341, и в соответствии с утвержденными этим же постановлением Перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае если победителем аукциона признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона (ч. 3 ст. 29, п. 5 ч. 5 ст. 63 Закона № 44-ФЗ).
Порядок предоставления преимуществ, указанных в ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ, детализирован в п. 5 Правил, согласно которому контракт с организацией инвалидов, признанной победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. При этом ни Законом № 44-ФЗ, ни Правилами не предусмотрена возможность увеличения цены контракта в пропорциональной зависимости от стоимости включенных в предмет закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, при наличии в том же предмете товаров, работ, услуг, не включенных в Перечень. Поэтому реализация указанного порядка предоставления преимуществ в случае осуществления совместных закупок товаров, включенных и не включенных в Перечень, практически невозможна.
Заметим, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает требований к формированию предмета контракта. Ни одна из норм данного Закона, равно как и ни одна из норм вышеуказанных Правил, не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта. Вместе с тем приведенная выше ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ императивным образом устанавливает, что заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов при закупке товаров, включенных в Перечень. Поэтому в случае проведения закупки товаров, как включенных, так и не включенных в Перечень, при непредоставлении организации инвалидов, ставшей победителем аукциона, преимуществ, установленных ст. 29 Закона № 44-ФЗ, заказчик нарушит требования Закона № 44-ФЗ. Однако, как мы указали выше, при проведении такой «совместной» закупки реализовать положения ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ и п. 5 Правил в отношении части предмета контракта невозможно, а предоставление преимуществ исходя из общей цены контракта, на наш взгляд, противоречит принципу эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона № 44-ФЗ).
Соответственно, как при предоставлении преимуществ организациям инвалидов при закупке одновременно товаров, включенных в Перечень и не включенных в него, так и при непредоставлении таких преимуществ заказчиком будет допущено нарушение норм Закона № 44-ФЗ. Поэтому, на наш взгляд, во избежание возможных претензий контролирующих органов заказчику необходимо закупать товары, включенные в Перечень, отдельно.
В том случае, если необходимость совместной закупки товаров, включенных в Перечень и не включенных в него, усматривается исходя из небольшой стоимости товаров, включенных в Перечень, делающих нецелесообразным проведение отдельных торгов, возможно, следует рассмотреть вопрос об их закупке у единственного поставщика, когда преимущества организациям инвалидов в соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ не предоставляются. В связи с этим отметим, что недавно внесены изменения в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Теперь годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, то есть без дополнительных оснований на сумму до 100 тысяч рублей, не должен превышать 2 млн. рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. рублей. Иными словами, как мы понимаем данную норму, если 5% совокупного годового объема закупок заказчика составляет менее 2 миллионов рублей, заказчик вправе осуществить закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ все равно на сумму 2 миллиона рублей. Причем в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», внесшего указанные изменения, они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ или Федеральную антимонопольную службу РФ.
Подготовлено по материалам системы Гарант.
Официальный представитель по Волгоградской области
компания «Гарант — Викомэс».
Тел.: (8442) 23-11-21, 24-32-20.
реклама