Не стоит обсуждать слухи, не познакомившись с документами
Будет вводиться в России платное образование или нет? Слухи вокруг этой темы, а вместе с ними и споры множатся в таком количестве, что мамы и папы готовы поверить самым невероятным утверждениям на эту тему. За разъяснениями мы обратились к заместителю руководителя департамента образования администрации Волгограда Вере Вениковой, которая предложила не обсуждать слухи, а познакомиться с документами.
Утверждение из области заблуждений
— Вера Григорьевна, озвучу вам самое стойкое утверждение, которое муссируют родители — с 1 сентября 2013-го года в программе оставят минимум «бесплатных» школьных предметов, 2 часа русского языка в неделю, например, а за остальные нужно будет заплатить полновесный родительский рубль. Так готовиться ли родителям платить за русский и математику, не говоря уже о физике, химии и биологии?
— Это стойкое утверждение могу назвать и самым стойким заблуждением родителей. Сегодня учебный план в любой аккредитованной школе строится на основании базисного учебного плана, где нагрузка зависит от возраста и ступени образования. Например, в 1-м классе — 21 час, в 11-м классе — 36 час. И она остается неизменной уже на протяжении многих лет (исключение: вводили 3-й обязательный час физкультуры, объем в 1-м классе увеличился с 20 до 21 час.).
Школа, гимназия или лицей получают муниципальное задание, в рамках которого строится их учебный и воспитательный процессы. На это и выделяются деньги из бюджета за счет субвенций из федеральной казны. Так что, говоря простым языком, задание учителям учить детей в рамках учебного плана, оплачивается государством.
Кстати, если сейчас финансирование дошкольного и дополнительного образования — это ответственность муниципалитета, то с 1 января 2014-го года финансироваться за счет федеральных субвенций будет еще и ведение образовательного процесса в детских садах. Так что государство расширяет свое участие в сфере образования, и о платном образовании речи не идет.
Раньше было лучше?
— Откуда тогда эти нелепые разговоры? Говорят же, дыма без огня не бывает...
— Сейчас в российских школах идет важный и ответственный процесс — поэтапное введение нового образовательного стандарта. И, думаю, что люди, даже не вникнув, попросту идут по пути отрицания чего-то нового, непривычного. Дескать, раньше было лучше, зачем менять?
В законе об образовании прописано — образовательный стандарт должен меняться каждые 10 лет. И это нормально, жизнь меняется, дети тоже. К нынешнему стандарту Россия тоже шла трудно. Полтора года назад его проект широко обсуждался. Резонанс был огромный. Приказом министерства создавалась даже комиссия для доработки документа. После этого стандарт стал более читабельным, понятным.
Действует четкий план-график введения нового стандарта. Он уже прошел апробирование в начальной школе, и 2-й год действует на этой ступени в штатном режиме во всех школах страны. С начала нынешнего учебного года введение нового ФГОС началось в пятых классах. Участвуют в эксперименте параллели 5-х классов 15 образовательных учреждений Волгограда. В обычный режим его планируется ввести с 1 сентября 2015 г.
А по поводу того, что раньше было лучше, я готова не просто спорить, но и привести аргументы. В 95-м году, например, было 16 вариантов учебного плана на старшей ступени. В некоторых гимназиях, где упор делался на изучение иностранных языков, в учебных планах старшей школы химии и биологии, например, не было вообще. И такое положение вещей имело законную силу!
Сейчас на старшей ступени образовательное учреждение формирует учебный план базового уровня, профильного или углубленного изучения предметов. Если говорить о новом стандарте старшей школы, то ОУ предоставляется возможность формирования УП и реализации одного или нескольких профилей. Например, в гуманитарном профиле может быть филологическое и/или историческое направление. УП формируется из 9—10 учебных предметов при сохранении минимальной и максимальной учебной нагрузки. 3—4 предмета могут изучаться на углубленном уровне. Ученик выбирает сам, какой предмет и на каком уровне он будет изучать. Новый стандарт предусматривает сдачу ЕГЭ на базовом и углубленном уровне. Более того, новый образовательный стандарт обязывает включать, независимо от выбранного профиля, набор предметов из каждой образовательной сферы, который все-таки делает личность всесторонней, а значит, конкурентной.
Завтра сдавать китайский? Заплатим!
— И все же! Вы сказали, что школа имеет право вводить курсы для углубления профиля. Неужели и они бесплатны? И что все-таки на платной основе?
— 90% образовательных учреждений оказывают сегодня палатные дополнительные услуги. Но все они за рамками учебного плана. Все, что входит в обязательную образовательную программы школы, финансируется из бюджета. Курсы, которые предложены на платной основе, не должны дублировать то, что предусмотрено учебным планом. Например, если в учебном плане школы повышенного уровня предусмотрено изучение двух иностранных языков, то на платной основе может быть постижение третьего — китайского, например. Родителям могут предложить оплатить посещение ребенком театра на английском языке. Или изучение задач повышенной сложности. Но все это по желанию самих учеников, по заявлению родителей. Школа предлагает услуги за рамками основной программы. Родители выбирают, нужны они или нет.