Теплый прием по всем правилам
Предстоящее участие нашего города в чемпионате мира по футболу в 2018 г. — важный фактор, который уже сегодня должен объединить всех, кто работает в сфере услуг и намерен повышать их качество. К этому выводу пришли участники «круглого стола», который состоялся в редакции «Городских вестей» под председательством руководителя департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрия Семененко.
Строить планы сообща
Начиная разговор о совершенствовании системы защиты прав потребителей, Дмитрий Семененко озвучил несколько цифр, характеризующих работу служб в этом направлении. По количеству жалоб сфера торговли и общественного питания остается на первом месте, не все ладно в отрасли туристических, платных медицинских, бытовых услуг и услуг транспорта, связи, учреждений культуры.
— Время пролетит незаметно, а значит, уже сегодня надо решить, готовы ли мы к достойному приему гостей чемпионата мира. Надо создать туристам такие условия для отдыха и предложить такое качество обслуживания, чтобы они захотели вернуться сюда еще не раз, — считает ведущий «круглого стола».
Председатель совета регионального отделения общественной организации «ОПОРа России» Виталий Сахаров согласен с тем, что подготовку к ЧМ-2018 нужно начинать без промедления. Вот его предложения:
— В официальные планы по подготовке такого масштабного мероприятия необходимо включить все заинтересованные предпринимательские структуры. Мы много говорим о глобальных проблемах вроде строительства дорог, причалов и вокзалов. Но надо стать на место потребителя, который приехал, допустим, на экскурсию в Волгоградский планетарий или к озеру лотосов. И посмотреть его глазами: а где парковки под автобусы, кафе, сувенирные киоски, туалеты? Мелкий бизнес готов взяться за создание этой инфраструктуры, но нужны выгодные условия для предпринимателей.
Укреплять партнерство
Общественника поддержал исполнительный директор Волгоградской ассоциации клубов, ресторанов, баров и кафе Григорий Евдокимов. Предприниматели обеими руками за развитие государственно-частного партнерства: у них есть желание и деньги, чтобы сначала договариваться и сотрудничать с властями, а затем развивать инфраструктуру для привлечения туристов.
— Но нам пока не с кем договариваться, — комментирует Евдокимов. — Волгоград — яркая туристическая жемчужина, а отдельной структуры, отвечающей за развитие туризма, в городе нет. Частник пока не может найти то долгожданное «одно окно» или того чиновника в администрации города, который скажет: «Я отвечаю за то, чтобы решить твой вопрос по выделению земли, по подключению коммуникаций, и я берусь его решить».
Зарабатывать вместе
Председатель правления Волгоградского союза предприятий туристической индустрии Татьяна Власова внимательно изучает опыт других городов и знает: многие приняли участие в федеральной программе по развитию туризма «Регион».
Чтобы и мы оказались среди них, властям необходимо проделать подготовительную работу — принять долгосрочные целевые программы по туризму на уровне области и города, составить инвестиционный проект по строительству, например аэропорта, причальной стенки, и заключить соглашение между предпринимателем-инвестором и органами власти.
Это позволит городу получить средства на необходимые объекты: 70% — от инвестора, а 30% — от субъекта Федерации.
— Если бы мы могли объединиться вокруг заинтересованной городской структуры, работа шла бы конструктивнее, — замечает Власова.
Действительно, если чиновники будут поддерживать предложения бизнесменов, а последние — получать от власти помощь в виде консультаций или семинаров, касающихся потребительских законов, наш сервис поднимется на высокую ступень, что и требуется в период подготовки к ЧМ-2018.
Однако диалог власти и бизнеса идет непросто, подтвердила директор центра поддержки предпринимательства Волгоградской торгово-промышленной палаты Галина Серегина. Такие семинары для предпринимателей уже проводятся, но не все представители малого бизнеса знают о них и не все хотят участвовать.
Модернизация закона
О необходимости объединять усилия говорили и представители региональных общественных организаций «Ассоциация по защите прав потребителей» и «Потребительский контроль» Юрий Гольдер и Сергей Фролов. Одни общественники помогают потребителям довести дело до суда и широко освещают это в прессе. Другие считают, что надо устранять недостатки в досудебном порядке, проводя просветительскую работу среди поставщиков услуг. Но все согласны в главном: чтобы улучшить качество сервиса, надо объединяться и повышать юридическую грамотность и потребителей, и поставщиков услуг.
К этому мнению присоединился и заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Роспотребнадзора Виталий Осадчий, который привел такой пример. Его ведомство проверило 15 туристических компаний и обнаружило, что лишь 2—3 из них работают без нарушений. Остальные же нарушали закон из-за того, что их работники недостаточно информированы о сегодняшних требованиях к качеству услуг.
— Число жалоб от потребителей с каждым годом увеличивается, и это требует более внимательного общественного контроля, — сказал Виталий Осадчий. — Однако контролеры вынуждены руководствоваться правилами и законами, которые были приняты 30 лет назад и уже не отвечают требованиям времени. Пора разработать новые нормативные акты, причем с прицелом на будущее, чтобы они не устарели через 6 лет.
Времени на раскачку нет
Подводя итоги «круглого стола», его ведущий отметил, что это только начало большого разговора.
— Мы продолжим подобные встречи, — подытожил Дмитрий Семененко. — Согласитесь, что общественным организациям и представителям бизнеса надо чаще собираться на больших форумах или конференциях, чтобы обменяться мнениями и наметить общие шаги для повышения уровня волгоградского сервиса.
Беседу записала Алла САВЧИШИНА.
Фото Сергея ЖЕЛТОВА.