Королевский аккорд
Финальный концерт органной музыки прошел 16 июня в Центральном концертном зале с аншлагом. Неизменно уже 23-й сезон подряд волгоградский орган собирает своих почитателей. А в этом году у поклонников особая радость — появился штатный органист. Знакомьтесь, сегодняшний гость «Городских вестей» — музыкант и композитор Владимир КОРОЛЕВСКИЙ.
Beatles и Queen под кастаньеты
Владимир Королевский — коренной волгоградец, к тому же из музыкальной семьи. Его отец, тоже Владимир, — известный композитор, 15 лет отработал в ТЮЗе, мама — музыкальный теоретик. С 2000 г. супруги живут и работают в Саратове, а Владимир, окончив в прошлом году Московскую консерваторию, вернулся в родной Волгоград. И сразу пришелся к месту — занял вакантное место штатного органиста.
— Я вернулся на родину никому не известным молодым специалистом и был удостоен доверия директора филармонии Виктора Кияшко, за что ему моя огромная благодарность, — начинает разговор Владимир. — Мне оказали большую честь, и я постараюсь ее оправдать.
К слову сказать, всего за полгода работы Владимир Королевский сразу проявил себя, отыграв несколько сольных концертов. В том числе в костеле лютеранской кирхи в Красноармейском районе, а также в дуэте с известными музыкантами. Недавний концерт под названием «На перекрестке звуковых орбит», который состоялся 16 июня, был творческим тандемом Королевского и мастера-ударника Волгоградского симфонического оркестра Михаила Журы. В программе звучала музыка в стиле барокко, и совершено неожиданно во втором отделении на органе были исполнены популярные мелодии групп Beatles и Queen. Они сопровождались кастаньетами, ксилофоном, маримбой, виброфоном. Часть произведений была аранжирована для органа самим Владимиром.
— Чем вам интересны дуэты и как вы подходите к выбору партнеров?
— Орган, будучи самодостаточным, умеет хорошо звучать с самыми разными инструментами, и мне, как исполнителю, не хотелось бы отказываться от этого пласта красочных возможностей. Другой аспект — я просто люблю ансамбльную музыку. Аранжирую то, что нравится и хорошо прозвучит на органе. Но не все можно адаптировать к этому инструменту, необходимо оставаться на позиции высокого вкуса.
Вечная любовь
— Владимир, у вас довольно редкая профессия. Как вы пришли к ней?
— Я полюбил этот инструмент задолго до того, как решил, что буду заниматься музыкой. Мы с мамой часто ходили на симфонические концерты, и однажды она привела меня, маленького мальчика, в центральный концертный зал на орган. Сказать, что я был потрясен — ничего не сказать. Подчас зрители думают, что орган — это стоящий на сцене пульт. Это важная часть инструмента, но лишь вершина айсберга. После концерта мама провела меня за кулисы, и мы подошли к мастеру — это был Александр Кравчук, первый и единственный хранитель нашего органа. Я увидел, как он заходит внутрь инструмента, и был совершенно потрясен! Я долго сопротивлялся тому, чтобы быть музыкантом, — у меня были другие, вполне нормальные для ребенка моего возраста интересы, например, велосипед. В подростковом возрасте меня посещали мысли стать врачом, я серьезно увлекался авиацией, но потом понял, насколько мне нравится музыка, и что я действительно хочу ею заниматься. Такой вот парадокс: музыкальная семья, родители должны бы были подталкивать меня к профессии, но нет. Мой отец долго не видел во мне профессионального музыканта, и лишь когда я уже стал студентом консерватории, проникся ко мне уважением как коллега к коллеге.
— Как у вас складывались отношения с волгоградским органом, ведь вы практически ровесник инструмента?
— Я знаю орган уже третий год, и за это время, надеюсь, нам удалось найти общий язык. Это живой организм, грандиозный размах души которого сложно представить. Я всегда приближаюсь к нему с большим уважением, особым настроем. Орган — вечный инструмент, может ли что-то больше соответствовать определению вечности, чем его звучание? Какая бы эпоха на дворе не была, орган всегда олицетворяет мощное, великое движение времени.
Композитор- романтик
Владимир признается, что еще во время учебы на композиторском факультете консерватории однокурсники прозвали его композитором-романтиком XIX в. из-за стиля, который он предпочитает в сочинении музыки. А если говорит о собственном мироощущении, то немного жалеет, что не родился лет на 20—30 раньше:
— Если бы моя молодость пришлась на 60—70-е гг. ХХ в., думаю, я был бы более на своем месте. Творчество битлов, Queen мне ближе, чем творчество современников. Еще в моем воображении таинственным ореолом окружен Советский Союз — я родился в 1986 г. в государстве, которого, по сути, уже не было, поэтому немного ностальгирую по ушедшим временам.
Королевский не ведет жизнь богемы, интересуется событиями в мире — за рулем автомобиля слушает, как правило, информационное радио. Не против современных ритмов:
— Песни типа «Чумачечая весна» меня не пугают, снобизма во мне нет, что-то цепляет, нравится больше, что-то меньше. Я согласен с Дмитрием Шостаковичем, который разделял музыку не на классическую и легкую, а на хорошую и плохую.
На дворе сейчас лето, а у Владимира уже вовсю идет подготовка к 24-му концертному сезону, который начнется в октябре.
— Будущий сезон знаменателен появлением абонемента, чего раньше не было. Это программа из четырех концертов. Зрители услышат органную музыку пяти столетий, виртуозные произведения французских классиков. В гости к нам приедут крестная мама волгоградского органа Евгения Лисицына, мой коллега из Абхазии Лука Годелия и другие артисты.
— И, как говорят, под занавес скажите, что бы вы пожелали себе как музыканту? Какие есть мечты, планы?
— Из мечтаний самое недостижимое, пожалуй, сыграть на органе собора Нотр-Дам де Пари во Франции, титулярным музыкантом которого является знаменитый Оливье Латри. А также хочу пожелать себе, чтобы моя профессия меня не отвергла — и через десять лет я хочу видеть себя хорошим музыкантом, быть со своей семьей и заниматься любимым делом.
Врезки:
В программе звучала музыка в стиле барокко, и совершено неожиданно во втором отделении на органе были исполнены популярные мелодии групп Beatles и Queen. Они сопровождались кастаньетами, ксилофоном, маримбой, виброфоном.
Мечта Королевского — сыграть на органе собора Нотр-Дам де Пари во Франции, титулярным музыкантом которого является знаменитый Оливье Латри.
Инга ИВАНОВА.