Отличное средство от пробок
Этим летом как никогда на улицах города много велосипедистов — это сейчас и модно, и спортивно. Правда, с велосипедной инфраструктурой у нас пока проблематично: стоянки под велосипеды хоть уже и есть в городе, но в мизерном количестве, не говоря уже о специальных велодорожках.
Между тем преимущества велосипеда как транспорта очевидны: никакого топлива, никаких выхлопов, да и обслуживание велосипеда обходится в сотни раз дешевле, чем автомобиля (и на велосипед не нужно оформлять страховку). Кроме того, езда на велосипеде — отличная альтернатива спортзалу. Но ездить на двух колесах в России, в том числе и в Волгограде, пока сложно. Соответствующая инфраструктура практически отсутствует. А это значит, что решетки канализации, бордюры и машины становятся для велосипедов зачастую непреодолимой преградой. Да и сами велосипедисты, когда выезжают на тротуары или автострады, создают опасные ситуации как для пешеходов, так и для движения на дорогах.
Критическая масса
Йенс Хольтерман, проживающий в Волгограде уже год, с немецкой скрупулезностью подсчитал, что ездить на работу на велосипеде дешевле любого другого транспорта. Поэтому туда он добирается на двух колесах — от Мамаева кургана до пл. Ленина по 1-й Продольной. Но Йенс говорит, что больше всего ему мешают здесь высокие бордюры.
— Кроме этого я постоянно вижу на дорогах много битого стекла. К тому же маршрутки часто останавливаются в неположенных местах, — сетует он.
И тем не менее Хольтерман очень рад, что купил в России велосипед.
В Европе запросто можно увидеть, как бизнесмены в костюмах едут на велосипедах на работу — у нас такое пока представить невозможно. В Голландии, Франции, Германии власти уделяют очень много внимания развитию велосипедной системы движения. Пример Парижа мог бы быть использован и у нас. Несмотря на то что там о велосипедистах задумались только в начале 1990-х гг., французам удалось приспособить уже существующие городские дороги к двухколесному транспорту: на большей части дорог велосипедистам приходится передвигаться в общем потоке транспорта, но на проезжую часть нанесена специальная разметка.
Еще один город, на опыт которого стоит обратить внимание, — Сан-Франциско. Велопарковками, причем закрытыми во избежание воровства — оборудованы все учебные заведения. Правда, велосипедисты Сан-Франциско пока все равно недовольны и считают необходимым бороться за свои права: каждый год проводятся многотысячные акции «Критическая масса» и «На работу на велосипеде», когда все автомобилисты встают в пробки из-за того, что по улицам движутся тысячи велосипедов. В мае этого года на такую акцию выехал даже сам мэр Сан-Франциско Эдвин Ли.
Велокультура — это не миф
С недавнего времени подобные велопарады проводятся и в Волгограде. Его участники заранее договариваются о месте встрече и маршруте. Их цель — показать водителям, что велосипедистов не так уж и мало, и что они полноценные участники дорожного движения.
Не так давно в таком велопараде принял участие и губернатор Волгоградской области Сергей Боженов. Волгоградские активисты-велосипедисты, воодушевленные поступком главы региона, теперь хотят обратиться к губернатору с просьбой помочь организовать в Волгограде инфраструктуру для велосипедистов.
По мнению главного архитектора Волгограда Александра Моложавенко, начинать следует не со стройки велодорожек и парковок, а с менталитета.
— Я сам ездил на велосипеде из Дзержинского в центр города, пока меня не сбила машина, — рассуждает он. — Но я знаю правила, так как езжу на автомобиле, — та машина должна была меня пропустить.
Так что прежде всего проблема заключается в культуре человеческих взаимоотношений, считает главный архитектор Волгограда.
На большой дороге
Студентка ВолГУ Вика Ткаченко говорит, что с радостью ездила бы в университет на велосипеде, если бы для этого были созданы условия.
— Прошлой осенью я четыре месяца стажировалась в США, — рассказывает девушка. — Жила в студенческом городке в городе Кент рядом с Кливлендом. Там построены очень ровные велодорожки. И очень круто, что можно было бесплатно брать велосипеды на целый день. Если бы в Волгограде были велодорожки, я бы с радостью ездила на велосипеде, но по обычным дорогам передвигаться страшно.
Кстати, попытки сделать велодорожки в Волгограде все-таки были.
— В свое время, когда мэром города был еще Юрий Староватых, мы думали о том, чтобы проложить велодорожку от Тракторного района до Центрального, — рассказал президент Волгоградского велоклуба «Орион» Валерий Комочков. — Если вы обращали внимание, то левее тротуара по этому отрезку пути идет еще одна дорожка, по которой мало кто ходит, — вот ее-то и хотели отдать велосипедистам. Но потом выяснилось, что на этом участке очень часто идут какие-то работы, территория раскапывается, а по правилам дорожного движения, если есть велодорожка, то велосипедист не имеет права выезжать на основную дорогу. И тогда отказались от этой идеи.
Дмитрий Кидовский, один из организаторов велопробегов в Волгограде, убежден, что когда-нибудь в Волгограде все-таки появятся велодорожки.
— Мы живем в миллионном городе, который к тому же имеет мировую известность. И нам не пристало отставать от цивилизации. Считаю, что самым действенным способом, который поможет реализовать мечту местных велосипедистов, является показатель их количества в городе.
Анастасия ПРЯНИКОВА.