О красных волосах, здоровой наглости, наблюдении за кошачьим племенем и о многом другом
Кто следит за театральной афишей и не пропускает ни одной премьеры Волгоградского молодежного театра, не могли не заметить молодую артистку Тамару Матвееву. На сцене Молодежки она с 2011 г., и прошедший сезон был для нее поистине урожайным на роли: «Чудики», «Дальше будет новый день», а последний детский музыкальный спектакль «Кот в сапогах» получился почти бенефисным. Иначе и быть не могло — ведь она играла главную роль Кота, вокруг которого все и крутилось.
Тамара молода, жизнерадостна и, что немаловажно в актерской профессии, здраво смотрит на профессию, это позволит ей избежать и намека на звездную болезнь. Нам же, зрителям, просто интересно узнать «ингредиенты» ее творческой кухни, а здесь есть все: от бесшабашности молодости до увлечения творчеством Станиславского и почти скрупулезным подходом к работе над ролью.
Отчисленная за… профнепригодность
— Тамара, всегда помнится то, что было сделано в первый раз: какая твоя была самая первая серьезная роль на профессиональной сцене?
— Это было не в молодежном театре, а в НЭТе, на базе которого проходила обучение актерскому мастерству в институте культуры и искусств. Прежде у меня не было больших ролей — я участвовала в восьми спектаклях, но это были массовые и танцевальные сцены или маленькие выходы с двумя-тремя словами. И, будучи студенткой 3-го курса, мне позвонили из театра на мобильный, я как раз ехала на репетицию, и сказали, что у меня срочный ввод и вечером я играю в спектакле. В течение нескольких часов выучила текст — благо его было немного, но все равно волнительная была ситуация.
— Как решила поступать в театральное: это была мечта всей жизни или случайное решение?
— В старших классах я была настолько активной, что меня выбрали президентом школы. Но о работе управленца и не думала, планировала поступать на хореографию, потому как всю жизнь занималась танцами. И в один из дней 2007 года, когда мы с мамой гуляли в центре города, у меня было отличное настроение, в руках гитара, и видим объявление: «Фабрика звезд» — НЭТ проводит набор». Я зашла в кабинет Отара Ивановича Джангишерашвили — я не знала его, потому и была такой смелой — с этой гитарой, такая смешная, с улыбкой, в кедах, с красными волосами.
— Будучи президентом школы, ходили с красными волосами?
— Мне многое прощалось, может, потому что училась неплохо и организовывала мероприятия? Так вот, зашла я с гитарой, спела, на что заметили: «Что ж ты так громко поешь». Потом прочитала Мандельштама. Наверное, удивила, потому что сказали приходить на второй тур.
— Много было желающих поступить?
— Очень, причем среди них много тех, у кого уже было образование. Но из этой массы отобрали лишь 20 счастливчиков. Я тогда еще толком и не осознавала, что произошло. И вскоре начались занятия: тренинги, танцы по 8 часов. И я поняла — труднее не поступить, а удержаться, потому как меня и еще шестерых ребят после первого полугодия отчислили.
— А с какой формулировкой?
— За профнепригодность.
— Отчислили, а каким же образом ты теперь служишь в профессиональном театре и разговариваем в гримерке, где ты готовишься к выходу на сцену?
— Я стояла насмерть. Отар Иванович кое-как меня оставил, хотя считал, что для актрисы я слишком вялая и неинтересная. А должна быть наглость в хорошем смысле этого слова. Я поняла, что надо меняться, стала больше делать этюды, проявлять себя. Учиться было тяжело, но я все-таки окончила институт и окончила с красным дипломом. Хотя цели такой не ставила перед собой.
Прилипчивая кошачья пластика
— У тебя был насыщенный, наполненный сезон — три роли в новых спектаклях — это неплохой урожай.
— Когда в «Чудиках» мне досталась роль немой сестры Веры, я сразу же посмотрела еще раз фильм «Страну глухих». Потом попросила глухонемого соседа обучить меня языку жестов. Кто смотрел спектакль, знает, что свершилось чудо — моя Вера заговорила. Но хотя и работала над ролью, я не понимала, насколько интересно написан мой персонаж. А кто-то после спектакля сравнил мою героиню с Русью.
— А не получается так, что потом сложно избавиться от персонажа и его ужимки, манеры просто преследуют тебя?
— От любой роли в тебе что-то остается. Дай бог, чтобы было больше положительных героев, хотя отрицательных интереснее играть. Вот при подготовке роли Кота в спектакле «Кот в сапогах», чтобы создать образ обаятельного кота-авантюриста, пересмотрела все версии фильма «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», игру Джонни Деппа в «Пиратах Карибского моря», а чтобы повторить кошачью грацию, бегала по двору за представителями кошачьего племени, снимая их повадки на видеокамеру. А потом уже после выпуска премьеры, играя в другом репертуарном спектакле — «Люблю и ненавижу» — заметила, что у меня кошачьи движения!
— В актерской профессии не без мистических моментов, особенно в нашей школе Станиславского. Американские актеры не переживают роль через себя и могу абстрагироваться.
— Но, если мне бы дали выбор – французская или американская школа, я все равно бы выбрала систему Станиславского. Только вчера перечитывала — ведь Станиславский — это же настольная книга каждого актера — одну его статью, где он размышлял над следующим. Стоишь на сцене, и в период, когда у тебя нет текста, ты заполняешь паузы и пытаешься жить в этих паузах — а точно ли актер живет от персонажа, а не от себя? Не заполняет ли он эти промежутки своими переживаниями, а не истинными чувствами персонажа? И тогда я подумала: сцену можно бесконечно изучать. И вряд ли всему научиться.
Веселье на заказ
— Когда смотришь спектакли других театров, то на что как профессионал обращаешь внимание?
— Смотрю, как актер справляется с поставленной задачей, как выстроена география роли, и пытаюсь угадать — где актерская игра, а где артист просто реализует режиссерские задумки. Когда игра идет от актера, сразу видно. Например, Алиса Фрейндлих очень жива и активна на сцене, при том не теряет своей замечательной органики. Я бы так в свои 24 года не смогла.
— Да может она в свои 24 года тоже сомневалась в собственных силах и будущем мастерстве?
— Ой, я бы этому радовалась. У меня прошли многие актерские комплексы, когда, читая Станиславского, узнала, что он, этот небожитель, изредка испытывал на сцене точно такие же, как и я, ужас и зажимы.
— Помогают в обычной жизни наработанные актерские навыки и способности?
— Конечно, единственное, что каждый актер скажет, что когда приходишь на вечеринку в плохом настроении — устал или что-то не получается — и сидишь себе тихо в уголочке, кто-либо из твоих знакомых обязательно заявит: «Ну ты ж актер, давай, показывай, как ты там выступаешь! Изобрази нам что-нибудь, стишок прочти или заплачь — ты ж это умеешь. Давай, развлекай!».
— И приходится веселить народ?
— Тогда вообще ничего не хочется. Актер тоже человек и может устать.
Ирина ЗАХАРОВА.