16+
Подробности

Таксисты старого Царицына

В дореволюционных городах извозчики могли разорить гостиницы

Извозчики городов дореволюционной России — колоритные персонажи. Они были хитры, изворотливы, предприимчивы и коммуникабельны. Самые яркие их представители умели раскрутить клиента на деньги, знали все городские сплетни и адреса магазинов, трактиров, лавок и меблированных комнат… только они никогда их не называли, пока не получали на чай.

Ярлыки, разряды и прочие тонкости

Начнем с того, что в дореволюционные времена по тогдашним правилам грамматики слово «извозчик» писали иначе — «извощик». Согласитесь, выглядит и звучит непривычно. Впрочем, так со многими словами: например, слово «конфеты» сто лет тому назад писали и произносили «конфекты». Так что будем руководствоваться современными правилами русского языка и, рассказывая об особенностях работы дореволюционных таксистов, будем называть их по-нынешнему — извозчиками.

Брат-извозчик обитал во всех более-менее экономически успешных населенных пунктах. Его можно было увидеть не только в богатом Ярославле, ежегодный годовой доход которого после 10-х годов XX в. составлял 500 000 руб., но и в более скромных городах — Рыбинске, Камышине, Дубовке…

Во многих городах у извозчиков были свои классификация и отличия. В Ярославле были извозчики двух разрядов: с белым ярлыком и с синим. С белым считались лучшими — это была этакая элита. В Царицыне клиентов подвозили на повозках пароконных и одноконных I и II классов.

Цена поездки

Извозчики могли работать по конкретному маршруту, к примеру, от вокзала до центра города, за которую брали определенную устойчивую таксу. В зависимости от времени года цена одного и того же маршрута разнилась. Так, в Царицыне стоимость поездки с пристани весной и летом составляла 40 коп., а осенью — 80. Оплата отличалась и от времени суток — стоимость поездки после двух часов ночи, когда закрывались рестораны, оговаривалась по соглашению.

Также извозчики брали почасовую плату или их можно было нанять на целый день. В разных городах стоимость того же часа была разной. В Твери и Саратове — 40—50 коп., в Ярославле — 35—50 коп., в Астрахани — 45 коп., в Дубовке — 25. Большой разбег в цене за час работы извозчика был и в Царицыне — здесь его можно было нанять от 35 до 80 коп. В чем причина такой разницы, остается только догадываться.

Мафиозная структура

В России конца XIX — начала XX вв. было принято много разъезжать по стране. В основном путешествовали не ради отдыха и новых впечатлений, а ради дел — ездили строить, заключать сделки на мануфактуры, заводы, биржи, оптовые склады, сезонные ярмарки. И в связи с тем, что приезжающих было немало, основными местами стоянки извозчиков являлись пристани и железнодорожные вокзалы. Поэтому вполне логично, что большинство наиболее оборотистых извозчиков состояло в сговоре с некоторыми гостиницами и частными пансионами. Извозчики работали по договоренности с управляющими, которые им доплачивали за то, что они лоббировали именно их номера перед господами приезжающими, подвозя их прямо к парадному входу.

Если сошедший с вагона или парохода господин иногородний, нанимая извозчика с вокзала, просил отвезти в конкретную гостиницу, то нередко слышал в ответ, что там, мол, «свободных нумеров нет». И предлагал отвезти именно в ту гостиницу, нахваливая ее достоинства, которая отчисляла извозчику процент.

Видно, такого рода мошенничество приобрело настолько большой размах, что управляющие и владельцы гостиниц, отелей, частных пансионов и меблированных комнат при размещении своей рекламы крупными буквами писали: «ИЗВОЩИКАМ ПРОСЯТ НЕ ВЕРИТЬ, ЧТО НЕТ СВОБОДНЫХ НОМЕРОВ». Такого рода жульничество было распространено не только в городах Поволжья, но и в столицах — «Купеческая гостиница» в Петербурге также страдала от хитрых извозчиков и просила господ приезжающих не верить их словам об отсутствии свободных комнат.

Царицынская гостиница «Москва» Второго царицынского общества официантов, находившаяся на ул. Гоголя, написала в информации о своих номерах еще более жестко и бескомпромиссно, видно, «Москва» состояла в необъявленной войне к извозчикам: «НИ ГРОША ИЗВОЩИКАМ! На чай извощикам контора гостиницы не платит, почему покорнейше просим не верить на их уверения, что нет свободных номеров и прочее».

Детали экипажного производства

Начало XX в. было временем, когда, несмотря на прогресс, большинство продолжало ездить в экипажах и на лошадях и в качестве их упряжи тогда разбирался каждый ребенок?. В то время существовали такие магазины, как «каретное заведение», «экипажное производство». В них продавались вещи, названия которых давно ушли из нашего лексикона и многие из тогда предлагаемых товаров мы даже не представляем, как выглядели. В каретных магазинах продавались одиночные, парные, троечные упряжи, английские шоры — парные и одиночные, скаковые седла от «1 ½ фун.», седла офицерские, дамские и мужские, призовые упряжи и ногавники.

Хапмобили вытесняют экипажи

Прогресс было не остановить, и извозчиков постепенно стали вытеснять автомобили. Царицынский отель «Люкс», расположившийся на ул. Гоголя, оказывал такую услугу, как подача собственных автомобилей к приходу поездов.

Не отставал и Саратов — местная гостиница «Россия» со «100 отлично меблированными комнатами», предоставляла своим клиентам автомобили на вокзал.

В 1913 г. в Москве по адресу: Тверская застава, можно было приобрести иностранный автомобиль — хапмобиль. У него были следующие технические параметры, цитируем: «4 цил. 83х140 м/м., блок, закрытые клапаны, магнето Бошь, карбюратор Зенит, охлаждение термосифоном, смазка под давлением, сцепление дисками, перемена скоростей переставн. шестернями (3 скорости), рычаги скоростей и ручного тормоза посреди коляски (у левой руки), передача карданом, разгруженный дифференциал, оба тормоза на задн. кол., шины 810х90».

Помимо неплохой для тех времен технической оснастки авто и по своему внешнему дизайну было на редкость элегантным. Стоила эта игрушка также запредельно дорого — как нынешнее авто представительского класса. Цена с полным снаряжением составляла 2800 руб., а с американским верхом — 2950. Если учесть, что зарплата рабочего в зависимости от уровня завода и квалификации специалиста варьировалась от 10 до 25 руб., то цена на авто выглядит баснословной. Подобная высокая стоимость наводит на мысль — уж в чем в чем, а в ценах на автомобили класса люкс у дореволюционной и нынешней России много общего.

Наталья ЖУРБИНА.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

02:37, Общество

Резкое потепление движется на Волгоград

22 Дек, Общество

Волгоградцам назвали пять самых популярных автомобилей

22 Дек, Происшествия

Под Волгоградом грузовик «Мерседес Бенц» столкнулся с трактором и опрокинулся

22 Дек, Здоровье

Врач Усеева запретила волгоградцам пить воду утром натощак

22 Дек, Общество

В ЦПКиО зажглись огни главной новогодней елки Волгограда

22 Дек, Происшествия

В Волгограде вновь горел заброшенный цех ВГТЗ

22 Дек, Общество

Что запрещается 23 декабря, чтобы отличить добро от зла

22 Дек, Общество

Волгоградцы хотят на Новый год деньги или премию

22 Дек, Общество

Волгоградцев предупредили о блокировке WhatsApp

22 Дек, Общество

Под Волгоградом в строящемся храме провели службу

22 Дек, Происшествия

Под Волгоградом во время пожара в доме и гараже погиб мужчина

22 Дек, Общество

7,7 тысяч волгоградцев прошли обучение в школах долговременного ухода

22 Дек, Происшествия

В Камышине столкнулись два «ВАЗ», пострадали двое

22 Дек, Общество

16900 готовы потратить волгоградцы на образ к новогоднему коропоративу

22 Дек, Происшествия

В Волжском водитель «Нивы Шевроле» насмерть сбил пешехода и скрылся

22 Дек, Общество

В Волгоградской области вновь два "желтых" уровня погодной опасности

22 Дек, Экономика

260 млн рублей получил волгоградский АПК в поддержку

22 Дек, Происшествия

Под Волгоградом женщина-водитель опрокинула «Форд Фокус» в кювет

22 Дек, Общество
Фото: Администрация Волгоградской области

В центре Волгограда уберут паутину проводов

22 Дек, Общество

В Волгограде утверждена программа новогодних и рождественских праздников

Календарь