В дореволюционных городах извозчики могли разорить гостиницы
Извозчики городов дореволюционной России — колоритные персонажи. Они были хитры, изворотливы, предприимчивы и коммуникабельны. Самые яркие их представители умели раскрутить клиента на деньги, знали все городские сплетни и адреса магазинов, трактиров, лавок и меблированных комнат… только они никогда их не называли, пока не получали на чай.
Ярлыки, разряды и прочие тонкости
Начнем с того, что в дореволюционные времена по тогдашним правилам грамматики слово «извозчик» писали иначе — «извощик». Согласитесь, выглядит и звучит непривычно. Впрочем, так со многими словами: например, слово «конфеты» сто лет тому назад писали и произносили «конфекты». Так что будем руководствоваться современными правилами русского языка и, рассказывая об особенностях работы дореволюционных таксистов, будем называть их по-нынешнему — извозчиками.
Брат-извозчик обитал во всех более-менее экономически успешных населенных пунктах. Его можно было увидеть не только в богатом Ярославле, ежегодный годовой доход которого после 10-х годов XX в. составлял 500 000 руб., но и в более скромных городах — Рыбинске, Камышине, Дубовке…
Во многих городах у извозчиков были свои классификация и отличия. В Ярославле были извозчики двух разрядов: с белым ярлыком и с синим. С белым считались лучшими — это была этакая элита. В Царицыне клиентов подвозили на повозках пароконных и одноконных I и II классов.
Цена поездки
Извозчики могли работать по конкретному маршруту, к примеру, от вокзала до центра города, за которую брали определенную устойчивую таксу. В зависимости от времени года цена одного и того же маршрута разнилась. Так, в Царицыне стоимость поездки с пристани весной и летом составляла 40 коп., а осенью — 80. Оплата отличалась и от времени суток — стоимость поездки после двух часов ночи, когда закрывались рестораны, оговаривалась по соглашению.
Также извозчики брали почасовую плату или их можно было нанять на целый день. В разных городах стоимость того же часа была разной. В Твери и Саратове — 40—50 коп., в Ярославле — 35—50 коп., в Астрахани — 45 коп., в Дубовке — 25. Большой разбег в цене за час работы извозчика был и в Царицыне — здесь его можно было нанять от 35 до 80 коп. В чем причина такой разницы, остается только догадываться.
Мафиозная структура
В России конца XIX — начала XX вв. было принято много разъезжать по стране. В основном путешествовали не ради отдыха и новых впечатлений, а ради дел — ездили строить, заключать сделки на мануфактуры, заводы, биржи, оптовые склады, сезонные ярмарки. И в связи с тем, что приезжающих было немало, основными местами стоянки извозчиков являлись пристани и железнодорожные вокзалы. Поэтому вполне логично, что большинство наиболее оборотистых извозчиков состояло в сговоре с некоторыми гостиницами и частными пансионами. Извозчики работали по договоренности с управляющими, которые им доплачивали за то, что они лоббировали именно их номера перед господами приезжающими, подвозя их прямо к парадному входу.
Если сошедший с вагона или парохода господин иногородний, нанимая извозчика с вокзала, просил отвезти в конкретную гостиницу, то нередко слышал в ответ, что там, мол, «свободных нумеров нет». И предлагал отвезти именно в ту гостиницу, нахваливая ее достоинства, которая отчисляла извозчику процент.
Видно, такого рода мошенничество приобрело настолько большой размах, что управляющие и владельцы гостиниц, отелей, частных пансионов и меблированных комнат при размещении своей рекламы крупными буквами писали: «ИЗВОЩИКАМ ПРОСЯТ НЕ ВЕРИТЬ, ЧТО НЕТ СВОБОДНЫХ НОМЕРОВ». Такого рода жульничество было распространено не только в городах Поволжья, но и в столицах — «Купеческая гостиница» в Петербурге также страдала от хитрых извозчиков и просила господ приезжающих не верить их словам об отсутствии свободных комнат.
Царицынская гостиница «Москва» Второго царицынского общества официантов, находившаяся на ул. Гоголя, написала в информации о своих номерах еще более жестко и бескомпромиссно, видно, «Москва» состояла в необъявленной войне к извозчикам: «НИ ГРОША ИЗВОЩИКАМ! На чай извощикам контора гостиницы не платит, почему покорнейше просим не верить на их уверения, что нет свободных номеров и прочее».
Детали экипажного производства
Начало XX в. было временем, когда, несмотря на прогресс, большинство продолжало ездить в экипажах и на лошадях и в качестве их упряжи тогда разбирался каждый ребенок?. В то время существовали такие магазины, как «каретное заведение», «экипажное производство». В них продавались вещи, названия которых давно ушли из нашего лексикона и многие из тогда предлагаемых товаров мы даже не представляем, как выглядели. В каретных магазинах продавались одиночные, парные, троечные упряжи, английские шоры — парные и одиночные, скаковые седла от «1 ½ фун.», седла офицерские, дамские и мужские, призовые упряжи и ногавники.
Хапмобили вытесняют экипажи
Прогресс было не остановить, и извозчиков постепенно стали вытеснять автомобили. Царицынский отель «Люкс», расположившийся на ул. Гоголя, оказывал такую услугу, как подача собственных автомобилей к приходу поездов.
Не отставал и Саратов — местная гостиница «Россия» со «100 отлично меблированными комнатами», предоставляла своим клиентам автомобили на вокзал.
В 1913 г. в Москве по адресу: Тверская застава, можно было приобрести иностранный автомобиль — хапмобиль. У него были следующие технические параметры, цитируем: «4 цил. 83х140 м/м., блок, закрытые клапаны, магнето Бошь, карбюратор Зенит, охлаждение термосифоном, смазка под давлением, сцепление дисками, перемена скоростей переставн. шестернями (3 скорости), рычаги скоростей и ручного тормоза посреди коляски (у левой руки), передача карданом, разгруженный дифференциал, оба тормоза на задн. кол., шины 810х90».
Помимо неплохой для тех времен технической оснастки авто и по своему внешнему дизайну было на редкость элегантным. Стоила эта игрушка также запредельно дорого — как нынешнее авто представительского класса. Цена с полным снаряжением составляла 2800 руб., а с американским верхом — 2950. Если учесть, что зарплата рабочего в зависимости от уровня завода и квалификации специалиста варьировалась от 10 до 25 руб., то цена на авто выглядит баснословной. Подобная высокая стоимость наводит на мысль — уж в чем в чем, а в ценах на автомобили класса люкс у дореволюционной и нынешней России много общего.
Наталья ЖУРБИНА.