В дореволюционном Царицыне с веснушками боролись как с серьезным дефектом кожи
Женщины всегда следили за своей внешностью, но не думайте, что 100 лет назад в качестве уходовой и декоративной косметики использовали лишь доморощенные народные средства. Конечно, протирали лицо лосьоном, настоянным на кожуре огурцов, но в арсенале ухоженных жительниц Царицына были и профессиональные уходовые средства: крем «Метаморфоза», «Конек», пудра «Белая японская сирень», «Калодерма»… Наверняка, если бы можно было реанимировать их рецепты, то мы бы удивились высокому качеству аутентичных препаратов.
Мыло — всему голова
Основа косметического ухода — чистота. Это в эпоху рококо аристократы на месяцами не смываемый грим из ртути наносили очередной слой, и пальцы рук промокали крошечным платочком, смоченным душистой водой. Чистюля Наполеон ввел в моду ежедневные купания и обтирания, а потом и врачи подключились, воспевая пользу водных процедур. Поэтому к началу XX в. вопрос о гигиене не стоял — следить за чистотой своего тела было нормой, и логично, что одним из важных помощников в соблюдении чистоты было мыло.
В аптеках и магазинах Царицына продавалось и бразильское мыло, и французское, но, конечно же, из-за цены, да и неплохого качества, большим спросом пользовалось мыло отечественного производства. Это «Настоящее прозрачно-глицериновое мыло Санкт-Петербургской химической лаборатории», глицериновое мыло «Т-во Брокар и К» и мыло со странным названием «Нестор» «Невского стеаринового товарищества».
Популярно было и борно-тимоловое мыло провизора Г. Ф. Юргенса. Оно пользовалось спросом не только потому, что было особенно «благовонным», сколько благодаря оригинальному коммерческому ходу: целый кусок мыла продавался за 50 коп., а полкуска — за 30 коп.! Это было весьма привлекательное предложение, потому что в большинстве своем все благородное туалетное мыло стоило 50 коп., и если тридцатикопеечной половиной куска не стирать белье, а лишь умываться — выходило вполне экономично.
Комплексный подход
Современные косметические компании любят выпускать серии средств, которые благодаря своим компонентам дополняют друг друга, делая уход более законченным и совершенным. Однако это не нововведение нашего времени — комплексный подход к применению косметических средств имел место быть и более ста лет тому назад.
В Царицыне продавалась косметическая серия «Конек», в которую входили: мыло, придающее «юный и нежный цвет» коже, лицу и рукам, крем из молока лилии, превращающий «красную, шероховатую с трещинами кожу в белую, мягкую, бархатистую» и нежная пудра. Цена крема составляла 40 коп., а пудры — 1 руб. Достаточно дороговато, но можно было присмотреть пудру и подешевле. Так, большая коробка «Райской пудры» Санкт-Петербургской химической лаборатории стоила 25 коп., и производитель заверял, что она качественная и «прекрасно прилегает к коже».
Среди других косметических серий были популярны отечественные желе, мыло и пудра «Филодермин», берлинская «Калодерма», мыло и крем «Дермозон» доктора Антона Мейера, а серию «Белая японская сирень» была разработана поставщиком двора Его Императорского Величества провизором А. М. Остроумовым. Косметическая фирма существовала на момент 1914 г. уже 25 лет и была автором многих косметических бестселлеров. Акцент в «Белой японской сирени» ставился на парфюмерию, поэтому в нее вошли мыло, пудра, духи и одеколон.
Угревая напасть
Подростковые угри и кожные воспаления, появляющиеся на лице в более зрелом возрасте, являются проблемой не только наших современников. Но если сейчас средств, которые призваны бороться с этой проблемой, не сосчитать, то в дореволюционные времена их было несколько поменьше. Одно из достойных мест занимал крем с говорящим названием «Угрин». «Красота, а также белизна лица, тела и рук легко и скоро получается после непродолжительного употребления этого средства, — заявлял производитель. — «Угрин» имеет то преимущество пред всеми другими средствами, что прыщи и угри после употребления… не появляются вновь». Цена «Угрина» по тем временам была немаленькая — 1 руб. 90 коп. Но кто знает — сколько стоит красота?
Веснушкам — бой!
Это сейчас девушки с веснушки вызывают умиление и восторг, и борьба с «поцелуями солнца» считается даже чем-то нелепым. Но 100 лет назад существовали иные каноны красоты и белоснежная ровная кожа, без единого пятнышка, словно мейсенский фарфор, являлась эталонной. Веснушки ненавидели, и — сложно поверить — тогда они были таким же дефектом кожи, как угри и морщины. Вот только почитайте, что в начале XX в. писали о столь симпатичных веснушках: «…веснушки — это обезображивающий даже самые красивые лица недостаток».
С веснушками был призван бороться крем «Метаморфоза», который выпускала уже известная вам «Белая японская сирень». В качестве крема вряд ли приходится сомневаться. Перед запуском в продажу крем прошел что-то вроде современной проверки продукции, по итогам которой Московское врачебное управление выдало производителям разрешение за № 6113 на выпуск этого средства. Популярность «Метаморфозы» была настолько велика, что крем начали подделывать, и производитель жаловался: «Нам приходится вести постоянную борьбу с подделывателями крема, который по внешнему виду является точной копией нашего и лишь по свойствам своим ничего общего с нашим препаратом не имеет и в большинстве случаев действует на кожу разрушающим образом». Покупательницам был один только совет — покупать не с рук, а в аптеках, где он продавался почти на всей территории Российской Империи, в том числе и уездного града Царицына.
«Метаморфоза», несмотря на заявленную уникальность и эффективность, не была монополистом в борьбе с веснушками — с ними помогал проститься брокаровский крем «Снежинка», «Жано» и «Казими Метаморфоза», средство «Глицерин Велур». Цена объявления войны веснушкам была весьма высокой — до 2 руб. 5 коп. за банку. Но все производители уверяли: средства позволяют не только проститься с веснушками, но и избавиться от других дефектов лица — от тусклого цвета кожи до морщинок и прыщей. Препараты «три в одном» всегда были привлекательны и коммерчески успешны.
Секрет лучезарных очей
Выходят из моды и перестают быть актуальными не только вещи, но и косметические средства. Если собирать каталог самых удивительных косметических препаратов прошлого, ушедших в небытие, то помимо кремов от веснушек достойное место могут занять туалетный уксус «для получения белой кожи лица» и восточная глазная вода. Последняя, несмотря на название, выпускалась не в Стамбуле или еще где-то на Востоке, а в Рижской косметической лаборатории. Вода была призвана «придать глазам сияющий блеск, ясный взгляд», убрать синеву, красноту, а также следы бессонных ночей. Насколько она была безвредна — это уже останется неизвестным. Но известно, что фирма, в случае если клиентка заказывала средство по почте, гарантировала конфиденциальность посылки, чтобы окружающие не догадались, какой именно доставляется товар. Секрет лучезарных очей у покупательницы должен остаться неразгаданным!
Наталья ЖУРБИНА.