Как феникс из пепла
Страшной и кровопролитной была битва на Волге, но победа, давшаяся столь дорогой ценой, осталась за нами. Город-труженик был практически уничтожен бомбардировками, громадные жилые районы сметены с лица земли, а заводы-гиганты — СТЗ, «Баррикады», «Красный Октябрь» — искореженные металлоконструкции представляли собой фантастическую картину хаоса. В апреле 1943 г. началось возрождение Сталинграда.
Первая мирная весна
«20 апреля 1943 г. Какими шумными и прекрасными были эти места в центре города, где возвышалось красивое здание драматического театра им. Горького! Теперь здесь одни развалины. Над почерневшими от дыма стенами летают кукушки… а по вечерам в развалинах слышны тоскливые голоса сычей. Однако в центре города становится все оживленнее. Районные организации уже переместились из темных и сырых подвалов в отремонтированные или частично восстановленные здания. Переселяются из подвалов в дома семьи фронтовиков. Открыт детский сад на Республиканской улице в восстановленной половине одного из разрушенных домов. Действуют две бани, поликлиника № 3, работают городской молочный завод, один из цехов швейной фабрики им. 8 Марта, обувная фабрика «Индпошив». Оборудован радиоузел, обслуживающий пока лишь десятки радиоточек. На пл. Павших Борцов установлены мощные репродукторы. Вновь раздается над городом знакомый голос: «Говорит Москва…», — писал в своем дневнике журналист «Сталинградской правды» Петр Ульев.
Еще до окончания войны советские архитекторы по приказу Сталина принялись за восстановление города-героя.
«В настоящее время в связи с восстановлением разрушенных городов, из которых некоторые, как, например, Сталинград, строятся заново, необходимо, чтобы в этом деле приняли горячее участие и проявили широкую инициативу советские архитекторы. Новое строительство даст большие возможности для создания подлинно социалистических городов с большими художественными ансамблями и глубоко продуманными жилыми застройками, полностью отвечающими современным требованиям. При воссоздании, скажем, Сталинграда, безусловно, придется учитывать и обилие солнца, и Волгу, и направление ветров, и пески. В соответствии с этим, возможно, потребуется совершенно новая перепланировка города. Сейчас советским архитекторам представляется редкий в истории случай, когда архитектурные замыслы в небывало огромных масштабах будут претворяться в реальном строительстве», — писал всесоюзный староста Михаил Калинин Григорию Симонову, председателю комитета по делам архитектуры при СНК СССР.
От Сталинского проспекта — к площади Славы
Коллектив лучших архитекторов Союза в количестве 150 чел. начал работу над масштабным планом возрождения города-героя. Основными задачами были: обеспечить в городе наилучшие условия жизни, наибольшие возможности передвижения, здоровые условия работы и отдыха. Вот описание планировавшейся застройки центральной части города из генерального плана реконструкции: «Центральный ансамбль Сталинграда будет состоять из двух пересекающихся архитектурно-пространственных осей: горизонтальной, которая состоит из пр-та им. Сталина, и вертикальной, состоящей из группы площадей, композиционно связанных между собой. Широкий проспект им. Сталина длиной более 1000 м и шириной 75 м будет иметь в своей системе несколько площадей, подводящих к центральной пл. Павших Борцов, на которой будет построено монументальное здание областного и городского Дома Советов.
Из площадей, находящихся в системе проспекта им. Сталина, следует назвать пл. Обороны, по которой проходила линия фронта в героические дни Сталинградской битвы… Между пл. Павших Борцов и пл. Обороны создается Театральная площадь, которую украсит здание оперного театра. Пр-кт им. Сталина, где в торжественные дни будут проходить демонстрации сталинградских трудящихся, будет застроен монументальными общественными зданиями, перед которыми с одной стороны пройдет широкий бульвар, украшенный фонтанами, каменными балюстрадами и памятниками. Поперечная архитектурно-пространственная ось будет состоять из композиционно-связанных между собой трех площадей: Обороны Царицына, Павших Борцов и Славы».
Как видим, далеко не всем планам суждено было претвориться в жизнь.
Пирамида для воинов
Сталинградская битва стала величайшим событием для всего советского народа. Неудивительно, что и простые солдаты, и рабочие мечтали внести свою лепту в возрождение города. Поэтому среди архитекторских проектов были и такие, которые можно рассматривать в лучшем случае как архитектурные фантазии. Сегодня они хранятся в анналах музея-заповедника «Сталинградская битва».
— Невозможно без волнения и улыбки смотреть на эскиз монумента «Оборона Сталинграда» художника-самоучки Николая Мусенко, выполненного на клочках бумаги в полевых условиях, — рассказывает кандидат искусствоведения Светлана Аргасцева. — Здание музея окаймлено голубыми елями, на крыше помещена ротонда для панорамы, а на крыше панорамы — огромный земной шар, где звездой помечен Сталинград. На земном шаре стоит красноармеец, держа в руках знамя с барельефами Сталина и Ленина.
Часто в проектах встречался и сакральный символ пирамиды. Так, в проекте воина Александра Черкасова, присланном из воинской части 706000А, авторская фантазия идет далеко впереди своего времени: автор предлагает создать город-памятник, заключенный в пирамиду. В ее основании лежит узел транспортных путей, выше ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией здания и заводы. На вершине пирамиды в виде земного шара размещается аэропорт. Из земного шара поднят мощной рукой вертикально стоящий меч, вершина которого увенчана золотой звездой.
В другом проекте архитектора Андрея Бурова монумент «Сталинградская эпопея» также выполнен в форме гигантской пирамиды. Это композиция, размещение которой предусматривалось в приволжских степях, несмотря на грандиозные размеры (высота 150 м, длина основания 236 м), не должна была подавлять смотрящего. Для каркаса сооружения автор предлагал использовать металл, отлитый из трофейных орудий и танков, а также прочные блоки из стекла кораллового цвета с орнаментом.
Еще одним примером проекта-фантасмагории может служить эскиз Ивана Леонидова, профессионального архитектора, демобилизовавшегося после тяжелой контузии. Автор предлагал построить форум коммунистического города в центре Сталинграда, символизирующий союз людей труда всей планеты. Он мыслился в виде огромного легкого шара или спутника, вращающегося вокруг Земли.
«Сверкая на солнце, издавая звуки, подобные арфе, шар медленно проплывает над городами и селами. Увидев его, люди останавливают работу, и начинается праздник Мира, Труда и Гуманизма», — писал в пояснительной записке Леонидов.