Срез: В сентябре 2012 г. столичные школьники получат электронные дневники
Учеников оцифруют?
В Москве с 1 сентября 2012 г. вводятся детские электронные карты, которые будут содержать банковские, мониторинговые и персональные медицинские данные. Также во всех школах Москвы планируется полная электронизация процессов обучения, введение электронных журналов, дневников и уроков. Однако перспектива электронного контроля над детьми вызвала неоднозначную реакцию у родителей и общественности.
Социальные многофункциональные карты станут детским электронным удостоверением личности, фактически наделяя ребенка взрослыми правами и полномочиями. Также карта будет работать как пропуск в учебное заведение: при пересечении школьного турникета родителям будет приходить SMS-оповещение, что чадо на месте.
Подобный эксперимент уже стартовал в марте этого года в Бразилии. В городе Витория-да-Конкиста 20 тыс. учеников стали носителями специальных микрочипов, контролирующих передвижение школьников. Микрочипы вшили в форменные школьные футболки, причем электронное устройство не боится ни стирки, ни глажки. Когда ученик проходил через датчики, установленные на входе в школу, чип посылал SMS-сообщение родителям. Если ребенок опаздывал на урок более чем на 20 минут, кто-то из членов семьи получал сообщение с текстом: «Ваш ребенок до сих пор не прибыл в школу».
По мнению местных чиновников, новшество дало положительные результаты, помогло улучшить взаимоотношения между учителями и родителями. Планируется, что в следующем году в Бразилии такие чипы станут носить все местные школьники в возрасте до 14 лет.
По этой карте ребенок сможет покупать еду в столовой, а расходы родители смогут отследить через ту же единую электронную систему. Карту используют и для доступа в библиотеку: на ней будет храниться информация обо всех взятых ребенком книгах. Кроме того, она будет проездным билетом в общественном транспорте. Наконец, на электронной карте будет храниться информация об успеваемости ребенка — ее синхронизируют с электронными журналами и дневниками.
Электронизация школы позволяет совершенно по-новому подойти к организации всей учебы. Бывший министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко пообещал Президенту России, что к 2012 г. все школы страны получат электронные версии журналов и дневников.
Так, в некоторых учебных заведениях Воронежа подобные нововведения уже действуют. Например, в школе № 47 родители по персональному логину и паролю получают информацию об успеваемости своих детей. Если у кого-то нет компьютера — по SMS-рассылке. У школы также есть свой сайт в Интернете. Теперь, если кто-то из учеников прогуливает занятия, родителей не вызывают к директору, а общаются с ними через форум — экономия времени налицо.
А в Татарстане еще в прошлом году стартовала программа по совершенствованию системы общего образования и пилотированию новой модели обучения: «один ученик — один компьютер». Предполагается, что к 2015 г. 100 тыс. учеников начальных классов получат персональные учебные компьютеры.
Электронизация учебного процесса означает, что кроме обратной связи родители будут знать, что происходит в школе, уже не будет перерывов в учебе из-за сильных морозов, гриппа и т. д. Электронная система позволит проводить обучение детей онлайн, и, если будут объявлены непредвиденные каникулы, не будет потеряно учебное время.
Как у всякого новшества, у нововведений уже появились противники.
— С первого класса запрещают обычные дневники и заставляют делать домашнее задание в электронной форме. Но я не могу оставить ребенка один на один ни с телевизором, ни с компьютером, потому что там он может увидеть, извините, голую тетеньку или какую-то игру с дракончиками, где написано: «Поиграй со мной». И ребенок по своей чистоте и невинности туда полезет, — говорит руководитель общественной организации «Много деток — хорошо» Татьяна Боровикова. — Тем не менее в школе нам говорят: это безальтернативно, мы не можем вам одной давать задания в дневник, а всем остальным — в Интернет.
ВРЕЗКИ:
Галина ЕГОРОВА, депутат Волгоградской городской Думы, заместитель председателя комитета по образованию Волгоградской городской Думы:
— Я категорически против электронных учебников, так как дети и так бьют по клавиатуре круглые сутки. Если они перестанут держать в руках книги, то куда это годится? Компьютер — это хорошо, но нужно, чтобы он не заменял живого общения. Как может преподаватель разговаривать с родителями по скайпу? Складывается впечатление, что проекты по введению пластиковых карточек, электронных журналов, дневников связаны с большим бизнесом — они выгодны компаниям, которые на этом зарабатывают.
Евгений СИДЕЛЬНИКОВ, бизнесмен, папа третьеклассника:
— Моя работа связана с частыми командировками, супруга тоже много трудится. Часто нам не удается выкроить время для посещения гимназии, где учится наш сын. Поэтому общение по скайпу — неплохой вариант родительского собрания. В компьютерах тоже не вижу ничего плохого — ребенок уже неплохо разбирается в технике, я в его годы был полным профаном. Может, вырастет талантливым программистом.
Елена РОМОДАНОВА, педагог с 30-летним стажем:
— Все хорошо в меру, не нужно бросаться в крайности. Наши дети и так уже разучились писать сочинения на свободную тему, искать материалы для рефератов без помощи компьютера. Что будет, когда процесс обучения станет полностью компьютеризирован? Преподавать начнут роботы, необходимость в учителях отпадет сама собой. Но вырастут ли наши дети полноценными членами общества?Срез