Волгоградка Светлана Мазина освоила технику живописи шелухой от чеснока и шкурками сушеных бананов
Вообще-то по профессии Светлана флорист. Красивые цветочные композиции, ароматные декоры для интерьера, пышные или, наоборот, скромные букеты — вот к чему всегда тянулась ее творческая душа. И могла ли Светлана предположить, что однажды ей захочется вдохнуть совсем иные ароматы — создавать натюрморты из совсем других растений…
Травинка к травинке
— Лист мать-и-мачехи больше всего подходит для изображения скалы: у него фактура напоминает каменные обвалы, — обстоятельно рассказывает художник-флорист. — Листок кукурузы превращается в неспокойную реку: его прожилки хорошо задают течение, а лепесток ландыша имеет оттенок осеннего хмурого неба — отправим его на верх холста. А вот для создания бурлящего водяного потока больше всего подходит чешуя от чеснока. В этот горный пейзаж хорошо впишется небольшой домик, крыша для него — часть высушенной кожуры от банана...
Неторопливо, тщательно, аккуратно раскладывает Светлана по холсту свои драгоценности. Они хрупки и недолговечны, того и гляди рассыпятся пусть и в умелых, но все же уверенно твердых руках мастерицы. Светлана давно не брала в ладони детали для работ: тем значительнее для нее сейчас эта минута. А ведь когда-то это чесночно-банановое хобби помогало ей зарабатывать на жизнь. И, несмотря на месяцы, проведенные вдали от трав и растений, художница нет-нет да и нагнется за каким-нибудь лепестком — вдруг и он когда-нибудь станет частью будущей картины.
Дарить вторую жизнь сухим цветам, травам, овощам и даже цитрусам Светлана начала лет 15 назад, живя на Севере. В Доме ремесел Мурманска флористикой занимался целый клуб, позже единомышленников Светлана нашла в Калининграде.
— А вот волгоградцы моих работ почему-то не оценили или не поняли... Многие даже уверены, что смогли бы сотворить такую картину самостоятельно. Да только скажу я вам, что дело это длительное и скрупулезное. Здесь, в Волгограде, несмотря на богатый растительный мир, флористу трудно найти подходящий материал. Из килограмма высушенного сырья можно отобрать лишь пару подходящих элементов, а то и совсем не найти, — сетует Светлана.
Север в этом плане оказался более благодатным: здесь на картины так и просились мох, береста, тополь серебристый. Тогда-то Мазина и создала самые востребованные из своих шедевров — картины «Лавозерский водопад», «Кижи» и «Соловки».
Тонкая работа
Материал необычная художница собирает почти круглый год. А все потому, что в каждый сезон оттенок даже у одинаковых трав, цветов и кожуры бывает абсолютно разный. Вот и приходится собирать и сушить десятки мешочков с разными заготовками, большая часть из которых вовсе не пригодится.
И только долгими зимними вечерами в квартире Светланы начинает твориться самое настоящее искусство или волшебство, кому как угодно. На миниатюрки уходит по два-три часа беспрерывной работы. А вот если картина грозит получиться размером с обеденный стол, можно провозиться и пару недель.
— Домашние в шутку называют меня хирургом, а все потому, что работать приходится пинцетом и скальпелем, — улыбается Мазина. — Крохотные и тонкие частицы проще всего соединять именно инструментами, а не руками.
После того как лепестки, цветочки, прожилки, чешуйки отобраны, их нужно собрать воедино на холсте. Часто в качестве оного выступает то подкладка от старой мужской шинели, то обивка для дивана. Одним словом, затраты минимальные, но зато работа ювелирная!
Французский акцент
И кто бы мог подумать, что подобные травяные картины окажутся так востребованы в мире. Общество ценителей вкуса превратилось в общество любителей запаха, раз и навсегда влюбившись в талант волгоградки Мазиной. Любовь их зародилась еще в далеком 2000 г. в Мурманске, где прошла первая выставка уникальных работ Светланы. Тогда-то ее картины и разлетелись по миру, словно чешуйки от чеснока, лепестки цветов в Германию, Норвегию, Францию...
А чуть позже часть картин Светланы появилась и в Москве, и не где-нибудь, а в музее Рериха. И почти сразу же в квартире Светы раздался звонок:
— Организатор выставки позвонила мне и попросила разрешения продать одну из картин. Я долго сомневалась, а потом подумала: «Почему бы и нет, ведь многие я попросту раздаю друзьям».
Только после сделки Светлана Мазина узнала, что ее работу выкупил посол Франции в России. Говорят, что дипломат долго восхищался и все не верил, что перед ним натуральный материал, в том числе чесночная шелуха, которой в той картине было ну очень много... По всей видимости, посол, как истинный француз, не смог пройти мимо творения женщины пусть не с изюминкой, но с некоторой остротой!
…Мешочки с сухими травами, лепестками и шелухой пока спокойно лежат дома у Светы. Впереди зима, и, быть может, в один из вечеров Светлана вновь вооружится лупой, возьмет в руки скальпель и наклонится над холстом, чтобы уступить место красоте.
Елена ПРОХОРОВА.