Дурасовы до Могилы доведут
Генеалогия — чрезвычайно увлекательное времяпровождение, которым сегодня занимаются десятки тысяч человек по всей России. Бурная история страны затрудняет поиски, однако найти своих предков вплоть до XV в. все же возможно. Самый простой способ — заказать исследование специалистам, при этом не получив массу эмоций, которые испытывают исследователи своей родословной. Гость «Городских вестей» — председатель Царицынского генеалогического общества Евгений АСТАФЬЕВ советует исследовать свои корни самостоятельно, а для начала запастись терпением и канцелярскими товарами — писать придется очень много.
От унтер-офицера до генерала
— Евгений, с чего началось ваше увлечение генеалогией?
— С 7 лет моя бабушка Таисия Васильевна Астафьева, в девичестве Тарасова, дочь георгиевского кавалера, унтер-офицера лейб-гвардии Измайловского полка, учила записывать меня, кто кому и кем приходится, прививала интерес к правильным занятиям.
— Исчерпывающий ответ! Сразу чувствуется подход специалиста!
— Так вот, дальше детских занятий у меня это не пошло. Но лет в 19 — уже после смерти бабушки — я поднял свои старые записи, и генеалогия стала моей профессиональной деятельностью. На сегодняшний день я исследовал своих предков по некоторым ветвям до 12-го колена. Это очень много, так как на 12-м колене — уже более тысячи фамилий.
— Чем руководствуется генеалог в своем поиске?
— В основу 150—200 ближайших лет, как правило, ложатся семейные предания. Однако с каждым поколением они обрастают новыми подробностями, и в итоге младший унтер-офицер в памяти потомков может стать уже генералом. Генеалогия — сухая и точная наука. Все должно быть подтверждено документально. Поэтому каждый генеалог прежде всего работает в архивах с документами: метрическими книгами, ревизскими сказками, исповедными росписями, клировыми ведомостями, полицейскими отчетами и массой других исторических источников.
Три брата — три Димитрия
— Каким образом удается определить именно своих родственников, если фамилия встречается часто?
— Я же говорю, что это очень кропотливый труд. Среди моих предков в основном крестьянство, купечество, казачество. Они жили в Енисейской, Саратовской, Костромской, Вятской, Нижегородской губерниях. Периодически приходится очень долго разбираться в метриках: зачастую в селе добрая половина жителей носит одну фамилию. И вот попробуй определить, кто из Иванов Федоровичей мой прапрадед, а если еще и жен звали одинаково, придется изрядно попотеть! Зачастую детей в одной семье, рожденных в разные годы, при крещении называли одинаковыми именами и давали прозвища Большой или Меньшой. Нередки были случаи, когда, например, рождалась тройня и всех троих нарекали Димитриями!
Сенные покосы Семейки Бобра
— Как здесь установить истину, кто именно твой прапрапрадедушка?
— Как это ни грустно, в старину в России была не только хорошая рождаемость, как сейчас модно вспоминать, но и очень высокая детская смертность: 80% населения умирало, не успев оставить потомства, поэтому довольно большая часть возможных ветвей рода автоматически прерывалась, значительно уменьшая путаницу, возникающую из-за одинаковых имен. Выявляя и скрупулезно изучая различные дополнительные списки и документы, касающиеся жизни предков, истории приходов, населенных пунктов и т. п., генеалогу зачастую приходится тратить недели, месяцы и годы работы, составлять громадные схемы и росписи, достигающие нескольких метров, только ради того, чтобы продвинуться в своем исследовании хотя бы на одно поколение.
К тому же в России было две волны, связанные с обретением фамилий. Первая — после Отечественной войны 1812 г., когда российское дворянство пополнилось новыми родами. Дворянство и соответственно фамилия давались за достижения на гражданской и военной службе. Однако еще лет 80 спустя крестьяне пользовались только именами и прозвищами. Вторая волна — указ государя-императора о смене неблагозвучных фамилий, коих расплодилось немало среди казачества: Дурасов, Пердунков, Отрыганин, Малофеев. Чаще они возникали от прозвищ, которые давали в походах. Фамилии Мертвый, Могила и вовсе давались как оберег. Считалось, что такая фамилия защищала от несчастных случаев: смерти придется пройти мимо того, кто и так уже мертв. Но все эти моменты зафиксированы документально и легко поддаются учету. Однажды наткнулся на интересную запись в документе XVI в. по Вятке: «Сенные покосы Семейки Бобра». Если вы подумали, что это из мира животных, то ошиблись. Сейчас эта запись выглядит курьезом, но на самом деле это кадастр, определяющий границы земельных владений человека, имя которого Семейка — Семен, а фамилия/прозвище Бобер.
— Да, занятие генеалогией действительно очень увлекательно и расширяет кругозор! С чего начать нашим читателям, которые захотят узнать, кем были их бабушки и дедушки?
— Для начала опросите всех родственников, результаты тщательно записывайте и зарисовывайте в специальных таблицах. При опросе о самых дальних родственниках нужно выяснить, когда родился человек, когда он женился и умер, где проживал, служил и учился. Для людей, живших до революции, нужно узнать сословие (крестьяне, мещане, дворяне) и вероисповедание, обязательно прояснить участие в войнах и наличие наград или званий. Не стесняйтесь фиксировать и проверять даже самые невероятные на первый взгляд сведения. В дальнейшем можно обратиться в различные федеральные, областные, районные архивы, музеи и библиотеки, и кто знает, какие удивительные события из жизни ваших предков вам предстоит найти!
— Как можно стать членом вашего общества или получить консультацию в трудном вопросе?
— Каждую первую субботу месяца члены Царицынского генеалогического общества, которых сегодня уже около 30 чел., собираются в Волгоградском областном центре по патриотической и поисковой работе. Мы обмениваемся новостями, опытом. Нередко к нам приходят и новички. Мы рады всем!
Инга ИВАНОВА