Молодежный театр открыл сезон премьерным спектаклем «В открытом море», где главные герои выбирают, кого им съесть?
…Колыхающаяся от театральных ветродуев ткань бирюзового цвета, символизирующая море, плот, а на нем три главных героя, выживших после кораблекрушения. Кажется, они счастливчики — им удалось спастись после катастрофы. Однако на смену одной беде приходит другая — закончились продукты, и теперь спасшиеся выбирают, кого им из троих съесть, чтобы выжить. И на протяжении всего времени, что идет спектакль, происходит определение жертвы.
Такова вкратце основная сюжетная линия премьерного спектакля Волгоградского молодежного театра, которым и открылся его новый, IX театральный сезон. Постановка «В открытом море» по пьесе Славомира Мрожека является абсурдной комедией. К этому жанру впервые обратился как сам Волгоградский молодежный театр, так и постановщик спектакля — воронежский режиссер Вадим Кривошеев, в предыдущие годы уже ставивший на сцене Молодежки спектакли «Жизнь в вопросах и восклицаниях», «Чудики» и «Морозко». Но если прежние спектакли строились на чеховском и шукшинском материалах, относящихся к реалистичному направлению, то здесь пришлось погрузиться в абсурдистскую стихию.
— Я в своей работе впервые прикоснулся к абсурду и могу сделать вывод: было интересно находиться в потоке сознания и в мире неких перевертышей, — признался Вадим Кривошеев. — И я сделал вывод — абсурд не является оторванным от обычной жизни явлением. Учитывая, что сейчас творится в мировой общественности, кажется, что мы, к сожалению, все быстрее движемся к этому жанру.
Пьеса была написана Мрожеком в 1961 г., когда были свежи воспоминания о войне и все абсурдистские драматурги еще рефлексировали о пережитых страданиях, но в рамках жанра они высказывали их не в прямой, а в иносказательной форме.
Нельзя не сказать об особенностях работы над абсурдистским спектаклем — он разительно отличается от постановки произведения, основанного на реалистичном материале.
— Первые репетиции мы посвятили способу существования и мышления персонажа на площадке, — вспоминает Вадим Кривошеев работу над постановкой «В открытом море». — Мы с актерами искали способ самовыражения и выбирали угол зрения таким образом, чтобы не загрузить спектакль литературой.
В результате получилась история, где есть место и черному юмору, и необычно стильной музыке Рене Обри, и философии, и даже доле остросюжетности и экшена. «В открытом море» — ансамблевый спектакль, и здесь у каждого есть соло. Тем более что и персонажи характерные — тут каждому есть что сказать. Герой по имени Толстый является олицетворением верхушки государства, Средний — сферы обслуживания, а Малый символизирует интеллигенцию. Спектакль можно было бы назвать исключительно мальчуковым, но в этой теплой мужской компании нашлось место единственному женскому персонажу. Молодая актриса Тамара Матвеева в стиле Марселя Марсо исполняет роль символа миража надежды под незамысловатым именем Девушка.
— Моя роль основана на пантомиме, а ею я никогда не занималась и поверить не могла, что у меня может получиться, — рассказывает Тамара. — Но, как говорится, если долго мучиться, то что-нибудь да получится. Я ежедневно приносила новые этюды, и режиссер говорил, что подходит, а что нет. Если получалось удачно, то он оставлял и привязывал мои этюды к концепции спектакля.
Как уточнили в департаменте по делам культуры волгоградской мэрии, в спектакле заняты в разных составах Владимир Захаров, Игорь Мишин, Андрей Тушев, Максим Перов, Гозий Махмудов, Артем Трудов. Возрастная маркировка указывает, что спектакль предназначен для тех, кто достиг 14-летнего возраста и причина возрастного ценза не только в непростой тематике, стиле и черном юморе.
Наталья НИКОЛАЕВА.