Пьяных водителей — виновников ДТП со смертельным исходом предлагаю пожизненно лишать водительских прав
Каждый день в Интернете появляются новые свидетельства страшных аварий, произошедших по вине пьяных водителей. На форумах и в соцсетях убийц на дорогах обвиняют не реже, чем тех, по чьей вине преступления остаются безнаказанными. Депутат Госдумы Олег Нилов предложил ужесточить наказание для пьяных за рулем: виновников смертельных ДТП надо пожизненно лишать водительских прав.
Забрать права и машину
Россия занимает 1-е место среди стран Европы и Северной Америки по количеству ДТП со смертельным исходом на 100 тыс. жителей. Официальная статистика гласит, что в прошлом году на наших дорогах было зафиксировано 204 068 происшествий, в которых погибли или серьезно пострадали люди. В 1-м полугодии 2014 г. смертность в ДТП выросла на 7%.
Член Комитета Госдумы по транспорту Олег Нилов предлагает ужесточить наказание для пьяных водителей по ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), сообщают «Известия». Пьяных водителей, которые сбили насмерть пешеходов или погубили людей в другой машине во время ДТП, предлагается лишать прав пожизненно. Если у виновника трагедии не найдется достаточных средств для покрытия ущерба и выплаты компенсации, у него конфискуют автомобиль — соответствующие изменения планируется внести в гл. 15.1 УК РФ.
Поводом для инициативы стало недавнее ДТП в Калининграде, когда Сергей Кривченко за рулем джипа Lexus LX 570 сбил насмерть двух женщин, а правоохранительные органы, по информации депутата, не спешат разбираться в этой трагедии. В крови водителя обнаружено 1,3 промилле алкоголя. Депутат Олег Нилов направил депутатский запрос в адрес генпрокурора России Юрия Чайки, в котором сообщил, что Кривченко 9 лет назад уже был участником ДТП со смертельным исходом и вышел сухим из воды. Депутат попросил проверить действия следователей и по старому делу.
26 декабря 2004 г. Кривченко в районе Чкаловского поворота в Калининграде стал виновником ДТП, в котором погибли два человека в результате столкновения трех автомобилей. По словам депутата, Кривченко тогда ушел от ответственности, и это обстоятельство вызывает вопросы к следствию. Из этого депутат делает вывод о том, что повторное преступление, совершенное Сергеем Кривченко, стало возможно во многом благодаря тому, что тот избежал наказания в 2004 г.
В связи с этим депутат предлагает ужесточить уголовное законодательство РФ. Поправки предлагается внести в ст. 264 УК РФ. 4-й пункт этой статьи предусматривает ответственность за нарушение ПДД в пьяном виде, повлекшее за собой смерть человека. Сейчас за это виновнику ДТП грозит до 7 лет лишения свободы с лишением прав максимум на 3 года.
— Мною подготовлен законопроект о пожизненном лишении прав нетрезвых водителей, виновных в совершении ДТП со смертельным исходом, с сопутствующей конфискацией автомобиля и другого имущества для полной компенсации причиненного ущерба пострадавшим и семьям погибших, — сообщил «Известиям» Нилов.
Также он предложил изменить содержание ст. 15.1 УК РФ («Конфискация имущества»), по которой нужно будет изымать автомобиль у виновника смертельного ДТП.
«Машина в данном случае становится орудием убийства, — рассказал «Известиям» Нилов. — А орудие убийства необходимо изъять. Поэтому я также предлагаю конфисковывать автомобили в счет компенсации и выплат родственникам погибшего».
Это неэффективно!
Эксперты, опрошенные изданием, сомневаются в эффективности этих мер и считают, что необходимо предотвращать трагедии, а не ужесточать наказание за уже произошедшие.
«Эти меры — постфактум: мол, пусть сначала водитель собьет насмерть людей, а потом мы у него права отберем и машину. Так виновник потом пересядет на машину друга, брата, свата — и будет дальше ездить, — рассказал «Известиям» автомобильный правозащитник Виктор Травин. — Машину можно конфисковать, но она может принадлежать кому угодно: жене, либо компании, либо быть в совместной собственности. При попытке отобрать можно нарушить конституционное право собственности».
Перспектива лишения прав, по словам Травина, тоже мало кого останавливает. Водители как ездили без прав, так и будут ездить. Поэтому, считает Травин, нужен другой подход к решению проблемы.
«Нужно заняться профилактикой. Возьмем США: если американец увидит своего друга, который пьяным садится в машину, он позвонит в полицию и предупредит, чтобы те задержали друга, пока он никому не навредил, — рассказывает Травин. — У нас это считается зазорным, более того, в подобной ситуации зеваки стоят, смотрят и фотографируют, споря, с какой попытки пьяный заведет мотор. Нам нужно развивать гражданское общество, чтобы каждый, кто увидел пьяного за рулем, предупреждал об этом, чтобы общество само себя защищало от таких персонажей».
По статистике МВД, лишение прав за пьянство или другие нарушения не мешает водителям снова садиться за руль. В каждом городе у гаишников есть свои «легенды» среди водителей-нарушителей. Так, в Перми живет рекордсмен — 36-летний мужчина, который лишен прав в общем счете на 106 лет. Он так часто попадался на вождении без прав, что суд раз за разом продлевал ему срок лишения водительских прав. Другой рекордсмен родом из Ставропольского края — 36-летний мужчина был лишен прав на 84 года.
Ирина Шестакова, обозреватель «Городских вестей»:
— Закон должен применяться в отношении всех без исключения. Иначе никакие новые инициативы, даже самые благие, не принесут желаемого результата. Избирательность действия закона хуже его отсутствия. Если рядовых граждан начнут пожизненно лишать водительских прав, отбирать у них автомобили, а «неприкасаемые» будут продолжать безнаказанно совершать убийства на своих дорогих авто, это вызовет очередную волну возмущения.
Вероника Лопатина, парикмахер:
— Несколько лет назад по вине пьяного ублюдка моя подруга потеряла сына. Мальчишке было 14 лет, он переходил дорогу на пешеходном переходе. Те, кто считает предлагаемые меры неэффективными, никогда не знали подобного горя, поэтому рассуждают о профилактике. В год в ДТП Россия теряет свыше 30 тысяч своих граждан! Этого мало? К убийцам надо применять карательные меры, я поддерживаю инициативу депутата Нилова. А имена тех, для кого закон не писан, надо придавать всеобщей огласке на форумах, в соцсетях, публиковать их портреты с соответствующими подписями, пусть живут с позорным клеймом убийцы, если смогут.
Армен Оганесян, председатель ВРОО «Движение автомобилистов России»:
— Сама по себе инициатива благая, но это очередной выстрел в никуда, потому что принцип неотвратимости наказания работает не для всех. Вместо закона — телефонное право, когда имеющий власть и деньги одним телефонным звонком может вмешаться в юридические процедуры и повлиять на судебные решения. В условиях безнаказанности подонки как нарушали правила дорожного движения, так и будут нарушать, как убивали на дорогах, так и будут убивать и всегда выходить сухими из воды благодаря своим деньгам и связям. Нужен жесткий контроль за исполнением действующих законов. Потом можно рассматривать новые инициативы.