С 1 июля в Волгоградской области вступает в силу Социальный кодекс
Работа над Социальным кодексом велась более года. Как отмечают эксперты, это важный и нужный документ. Главные критерии кодекса — адресность и нуждаемость — не позволят уравнивать бедных и богатых и распылять бюджетные средства.
Социальную поддержку будут получать нуждающиеся.
Ежегодно Волгоградской области на выплаты различных видов льгот и пособий для малоимущих необходимо порядка 6 миллиардов рублей. Всего в регионе насчитывается около 2 миллионов получателей различных субсидий.
— Из 94 предоставляемых мер социальной поддержки 57 осуществляется за счет областного бюджета, — говорит глава контрольного ведомства Игорь Дьяченко. — Говорить об эффективности системы социальной помощи, которая существовала в регионе до принятия Социального кодекса, не приходилось. Например, показателен случай выплаты социальной помощи семье из четверых человек, глава которой является одновременно директором и главным бухгалтером трех коммерческих организаций. Его супруга значится финансовым директором одной из перечисленных организаций. Согласно представленным ими в центр социальной защиты населения справкам для назначения пособия по малоимущности в каждой организации они получают по 1 тысяче рублей в месяц. Сумма выплаченных на эту семью пособий за 2015 год составила 66 798 рублей.
Теперь такие «малоимущие» претендовать на помощь просто не смогут. Социальный кодекс изменит критерий подхода к определению адресности и нуждаемости. Например, малоимущей семья не будет признана, если у нее больше одного автомобиля. То же самое касается и недвижимости: претендовать на получение пособий бесполезно, если в собственности человека или семьи более одной квартиры, дома или земельного участка.
Субсидии получат только те, кто действительно в этом нуждается. Со вступлением Социального кодекса те средства, которые сегодня идут на выплату мер социальной поддержки, будут перераспределены между действительно малоимущими гражданами.
— Социальный кодекс Волгоградской области — важный и нужный документ для наших остронуждающихся в средствах семей, — считает председатель Волгоградского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд», член Общественной палаты Раиса Скрынникова. — Я сама была в составе рабочей группы, которая работала над кодексом. Мы, например, выезжали в Советский район, чтобы посмотреть, как живут многодетные. По соседству два дома, оба принадлежали многодетным семьям. В одном семья с троими детьми, отец бизнесмен, двухэтажный особняк, три иномарки во дворе, а рядом небольшой домик, где вдова с шестью детьми сама поднимает их на ноги. А пособия получают они одинаковые. Новый Социальный кодекс, основанный на принципе нуждаемости, уберет уравниловку.
Время на доработку
Закон о Социальном кодексе был принят еще в декабре, но ряд депутатов и профсоюзы высказывались против документа. Чтобы доработать его и довести до всех основную суть, было принято решение отсрочить его вступление в законную силу.
— Такая отсрочка дана была намеренно, — продолжает Раиса Скрынникова. — За полгода было внесено множество корректировок, учтены все замечания. Все недовольные вникли в суть вопроса и больше не высказывают протестов. Социальный кодекс сконцентрировал в себе всю исчерпывающую информацию о возможных льготах. Открыл кодекс и видишь, кому и что положено и какой размер пособия. Особенно это поможет социальным работникам на селе, которые просто не успевают следить за изменениями в законодательстве.
— Всего к нам поступило порядка 135 предложений по проекту Социального кодекса, — говорит председатель комитета по социальной политике Общественной палаты Волгоградской области Светлана Емельянова. — 35 поправок были внесены в закон.
Однако отсрочка понадобилась еще и для проведения разъяснительной работы с людьми. Все это время специалисты соцзащиты встречались с представителями общественных организаций, ТОСов, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, ветеранами труда.
— Социальный кодекс — это лучший мировой опыт, который сегодня внедряется в Волгоградском регионе, — считает уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области Нина Болдырева. — Его основой станет точечность или адресность в предоставлении социальных услуг. Для нас показателен пример других государств, например, Германии. Прежде чем назначить пособие, там тщательно исследуют положение получателя, жилищное и имущественное. Важно, чтобы государство понимало, что у этого получателя нет своих резервов, чтобы самостоятельно решить эту проблему. Таким образом, подтверждается адресность, и помощь доходит именно до тех людей, которые в ней нуждаются.