Почти как блендер: волгоградские дорожники превращают асфальт в крошку
Корреспондент «Городских вестей» прикоснулся к восстановлению городских улиц.
Поселок Верхнезареченский, в народе до сих пор именуемый Селезневкой, расположен на окраине Тракторозаводского района Волгограда. В 8 часов утра здесь кипит жизнь: десятки людей одновременно выходят из калиток своих дворов, садятся в машины или идут на остановку общественного транспорта, откуда их каждые 5-7 минут забирает автобус № 61 и увозит в центр района. На улицы выходят и бабушки с внуками для прогулок и детских забав. К утренней суете поселка всего полторы недели назад добавились новые нотки: теперь верхнезареченцы отправляются по делам под аккомпанемент фрезеровальной машины, самосвалов и тракторов-щеток. Дорожники начали приводить в порядок одну из главных улиц Верхнезареченского, которая принимает на себя основной трафик поселка. Она вошла в перечень 56 дорог, которые в этом году получат новую жизнь – водителям и пассажирам станет как никогда комфортно передвигаться по ним. Длина восстанавливаемого участка улицы – порядка 1,8 км, всего же дорожники до начала зимы реконструируют по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги» почти 60 км полотна.
Профессионалы в своем деле
Фрезеровальная машина – пожалуй, одна из самых шумных среди остальной техники, предназначенной для строительства и содержания дорог. С ней мог бы сравниться разве что грейдер – он с помощью горизонтальных ножей срезает отдельные узкие участки старого асфальтобетонного покрытия дороги.
– Если сравнивать фрезу по асфальту с каким-либо бытовым прибором, то нагляднее всего получится описать ее устройство при помощи блендера, – смеется рабочий МБУ «Северное» Андрей Голощук. – Представьте, будто сотня огромных лезвий от блендера нанизана на один стержень и одновременно вращается. Эти металлические вертикальные ножи срезают старое покрытие, превращая его в асфальтовую крошку.
Андрей Голощук управляет фрезеровальной машиной уже на протяжении 15 лет – практически всю трудовую жизнь. Он участвовал в восстановлении множества дорог в Волгограде – за последние 3 года в областном центре дорожники комплексно обновили 2,5 млн квадратных метров дорожного полотна, восстановив городские магистрали. Андрей срезал старый асфальт и в районах нашего региона, и даже в других городах России: он работал на различных моделях и модификациях фрезеровальных машин с шириной среза от 1 до 2 метров. Многолетний опыт сделал его настоящим профессионалом своего дела и ценным сотрудником муниципального дорожного предприятия Волгограда.
Процесс фрезерования изношенного дорожного покрытия только на первый взгляд кажется простым – просто двигайся вперед, а машина все сделает сама. Корреспонденту «Городских вестей» под чутким руководством мастера доверили срезать небольшой участок асфальта в пару квадратных метров. Ну, что же, заводи мотор!
Водителю фрезеровальной машины приходится следить сразу за 4 факторами: скоростью движения, направлением ленты транспортера, глубиной среза и направлением движения самой машины. Для этого необходимо практически одновременно управлять сразу 4 рычагами, один из которых расположен на руле для удобства захвата. Традиционных педалей, как, кстати, и замка зажигания, здесь нет – скорость движения машины также регулируется при помощи рычага под правой рукой водителя. Левой рукой можно время от времени подруливать, а в остальные моменты контролировать глубину среза и направление движения транспортера – по нему асфальтобетонная крошка ссыпается в кузов самосвала. Координировать действия водителей фрезы и грузовика помогает еще один рабочий, таким образом, в процессе фрезерования заняты сразу 3 человека, а это уже целая бригада.
Машина работает весьма шумно – все-таки это сотня здоровых лезвий, ежесекундно ударяющих по асфальту – и во время работы довольно сильно нагревается, несмотря на постоянную подачу воды на зубья. Как только мы начали движение фрезы и асфальтовая крошка полетела в движущийся позади самосвал, нас сразу обдало пылью. И без того нелегкую работу, требующую концентрации и внимательности, эти факторы превращают в действительно тяжелый, но очень полезный и нужный всем волгоградцам труд. Кроме того, рабочих подчас ожидают такие сложности в работе, как встреча фрезы с металлическими объектами, «спрятанными» под асфальтом, например трубами водоотведения небольшого диаметра или крышками люков колодцев. При встрече с ними машина на некоторое время выходит из строя, поэтому бригады стараются заранее обследовать участок работ с металлоискателями.
Так было, например, когда подрядная организация при восстановлении проспекта им. Ленина в 2016 году находила «закатанные» десятилетия назад ливневки и поднимала дождеприемники на уровень дороги. Наряду с Первой продольной магистралью с 2015 года в Волгограде приведены в нормативное состояние Вторая и Третья продольные магистрали, проспект им. Жукова, улица Хиросимы, Кубинская, Кубанская, шоссе Авиаторов, построена рокадная дорога. Многочисленные гости областного центра, которые во время матчей ЧМ-2018 на «Волгоград Арене» посетили город уже во второй или третий раз, отметили разительные перемены состояния волгоградских дорог и сказали, что теперь ездить по ним – одно удовольствие.
– Мы были в Волгограде 4 года назад, и когда приехали сегодня сюда вновь, то просто не узнали город, – рассказали болельщики матча Англия – Тунис Лариса Бурмистрова и Юрий Курбанмагомедов из Саратова. – Преобразились не только дороги, но и парки, общий внешний вид. Все стало так празднично и ухоженно, Волгоград будто бы помолодел!
Соблюдение технологии – залог долговечности
Фрезерование старого изношенного асфальтобетонного покрытия – это лишь первый этап на пути к идеально ровной дороге, которая будет радовать жителей Верхнезареченского долгие годы. Для этого необходимо четко соблюдать технологию как реконструкции полотна, так и изготовления асфальтовой смеси. Ежедневно 3 муниципальные установки производят порядка 1,5 тысячи тонн высокопрочного асфальтобетона – этого объема достаточно для всех работ по обновлению улиц, которые сейчас ведутся в Волгограде. Основными компонентами асфальтобетона являются прочный щебень различной фракции, песок, высококачественный битум, соответствующий необходимым характеристикам, и минеральный порошок – именно он придает смеси особую прочность и устойчивость к механическим и климатическим воздействиям.
В снятии старого дорожного покрытия участвуют не только фрезеровальная машина и самосвал, но и грейдер с трактором-щеткой. Поскольку фрезеровальная машина имеет ширину среза только в 1 метр, на дороге шириной 7 м – именно такой является улица Александрова – рабочему за рулем фрезы необходимо проехаться по участку дороги 7 раз. В течение рабочей смены, которая длится 8 часов, рабочие снимают изношенный асфальт на глубину 7 см с двух тысяч квадратных метров – это примерно 400 метров главной улицы Верхнезареченского и 250 тонн асфальтобетонной крошки, которую вывозят 16 грузовиками. Но даже после работы фрезеровальной машины у обочины остаются небольшие участки асфальта шириной 10-15 см – их дополнительно срезает большим горизонтальным ножом грейдер. А следом за фрезой и самосвалом проезжает трактор-щетка – он убирает оставшиеся крошки асфальта, иначе на жарком волгоградском солнце они быстро расплавятся и проезжающие автомобили просто вкатают их обратно. Сметенную крошку и фрагменты срезанного грейдером асфальта рабочие вручную собирают и складывают в грузовики.
Следующим этапом – а на улице Александрова он стартует уже в ближайший понедельник – станет укладка выравнивающего слоя. Пока фрезеровальная машина работает на второй половине дороге, на первой уже трудятся рабочие на укладчиках и катках. В бункер укладчика загружается раскаленная до 150 градусов по Цельсию асфальтобетонная смесь, и он медленно начинает растягивать ее при помощи большой тяжелой плиты по ширине в 3,5 м – это полоса движения транспорта в одну сторону. Укладчик сразу слегка утрамбовывает асфальт, затем в работу вступают катки – они уплотняют выравнивающий слой примерно на 1,5 см до толщины 3-5 см, а верхний – до 5 см. Таким образом, толщина нового покрытия составляет не меньше восьми, а зачастую все 10 см. Уже через несколько часов асфальт остывает до температуры окружающей среды, и транспорт может по нему передвигаться.
На время восстановления дороги на улице Александрова, где покрытие не обновлялось годами и пришло в негодность, движение автомобилей не ограничено: здесь оно не настолько интенсивное, как на городских магистралях и даже второстепенных улицах. Местные водители аккуратно объезжают участки дорожных работ и с пониманием относятся ко временным трудностям.
– Не передать словами, как я рад, что эту улицу наконец-то приводят в порядок, – поделился водитель проезжавшей мимо легковушки Василий. – Радует, что это не ямочный ремонт, как это было лет 10 назад, а полноценная замена всего асфальта. Теперь я вижу, что городская власть ремонтирует не только основные дороги в Волгограде, но и такие улочки, как наша. Мы уже давно ждали обновления и теперь готовимся ездить по хорошей, ровной дороге! А шум техники и небольшие сложности в разъезде встречных потоков можно и переждать, ведь главное – результат.
И действительно, в последние годы дорожные службы ушли от практики ямочного ремонта и теперь в соответствии с долгосрочной стратегией развития Волгоградской области, обозначенной губернатором Андреем Бочаровым, применяют новый комплексный подход – дороги восстанавливаются основательно и качественно. Поэтому подрядные организации, выполняющие обновление улиц, должны иметь высокий кредит доверия власти и давать гарантию на свою работу сроком не меньше 4 лет. Кроме того, подрядчикам нужно не просто восстановить проезжую часть, но и привести в порядок бордюры, тротуары и ливневую канализацию. Времени на раскачку у бригад тоже нет – они прекрасно понимают, что сегодня нужно работать больше и качественнее, чтобы успеть все сделать до холодов.
Работы на всех дорогах, даже столь отдаленных, как улица Александрова в Верхнезареченском, держит на контроле глава администрации Волгограда Виталий Лихачев. Соблюдение технологии и качество укладываемого асфальтобетона постоянно проверяют как служба муниципального заказчика работ, так и исполнители – за все возможные дефекты в ближайшие 4 года они будут расплачиваться из своего кармана, устраняя допущенные огрехи. Именно поэтому их легче и выгоднее предотвратить сейчас. Такой комплексный подход к реконструкции волгоградских дорог высоко ценят и на федеральном уровне, финансово поддерживая продолжение восстановительных работ. В 2018 году на обновление улиц потратят более 1 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов.
Дарья Кальнова